Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Церковь воскресения на Дебре. Кострома


Загрузить в полном масштабе 960x445, 152k

Sergey Antsupov
Церковь воскресения на Дебре. Кострома  [1645-1651]

http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=2031403&ref=author

Знаменитая церковь Воскресения на Дебре – великая православная святыня Костромского края, выдающийся памятник русской культуры XVII века. Это единственный сохранившийся храм из всех посадских церквей Костромы. В советские времена в Воскресенской церкви хранилось зерно и овощи вплоть до 1964 года, когда она стала кафедральным собором после погибшего Успенского.

Название церкви – \"на Дебре"\ – связано с тем, что в древности здесь рос дремучий лес. По преданию, первый деревянный храм в честь Воскресения Господнего был построен еще в XIII в. костромским князем Василием Ярославичем (1248-1276), \"мизинным"\ (младшим) сыном великого владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. С XV века в этой местности стал складываться посад, известный в XVII столетии своим кожевенным производством. Заказчиком каменного храма был купец \"бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков"\ с прихожанами.

Кирилл Исаков вел обширную торговлю кожами и красками. Богатый купец, он даже входил в состав московской гостинной сотни. Деньги на постройку церкви, как уверяет легенда, были получены нежданным образом, когда в одном из бочонков, выписанных им из Англии красок, оказалось золото. Оно и было пожертвовано купцом на возведение храма. Главный престол посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконике) и трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Выбор именования приделов связан, скорее всего, с волей заказчика, поскольку его мать звали Екатериной, а отец – Григорий – имел своим небесным покровителем святого Григория Богослова, одного из трех великих святителей и учителей Церкви.

Одновременно с храмом были сооружены трехшатровые Святые ворота. Они служат как бы прелюдией к восприятию храма. Ворота монументальны и массивны, их некоторая асимметрия привносит ощущение динамики в общую композицию ансамбля. Святые ворота украшены белокаменными вставками с изображениями льва, единорога, алконоста, пеликан и орлов. Они содержат в народной теологии символические значения, связанные с Христом и праздником Воскресения. Так, лев олицетворяет грядущее Воскресение и является бдительным стражем святыни, единорог символизирует чистоту и девственность. Пеликан, «неясыть пустынная» – символ бессмертия. Алконост, птица с головой человека в короне или остроконечной шапке, прообразно означал души праведников.

Пятиглавый кубический объем храма на подклете первоначально имел позакомарное покрытие. Пирамида мелких кокошников венчала Трехсвятительский придел, а окружающая храм с трех сторон галерея была с открытыми арками. В сороковые годы XVIII века оконные проемы четверика были растесаны, позакомарное покрытие заменили на четырехскатное, арки галереи закрыли кирпичами. Пучки полуколонок по углам здания и сдвоенные колонки на фасадах акцентируют трехчастное членение храма, а утолщенные столбы кувшинообразной формы поддерживают своды паперти.

Очевидно, в конце XVII века фасады церкви были расписаны «травами» и «бриллиантовым рустом»: покраской стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными диагоналями на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создает впечатление объемности. В 1652 году храм был расписан, по мнению современных исследователей, дружиной костромских живописцев во главе с талантливыми костромскими фрескистами Василием Ильиным Запокровским (роспись галерей) и Гурием Никитиным вместе Силой Савиным (роспись Трехсвятительского придела).

Гурий Никитин и Сила Савин – самые известные костромские мастера. Они стояли во главе артелей, расписывавших собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском, церковь Ильи Пророка в Ярославле, они же писали фрески Троицкого собора Ипатьевского монастыря и поновляли росписи Успенского собора Ростовского кремля. Гурий Никитин около тридцати лет был главой костромской школы иконописи.