- 1939 – Родился в Москве.
– 1957 – По окончании Московской средней художественной школы (МСХШ) поступает во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК).
– 1957-1962 – Учеба во ВГИКе, где, будучи студентом художественного факультета, оформляет свои первые театральные постановки на сценах учебных театров ВГИКа и ГИТИСа (Государственный институт театрального искусства): "Игрок" Ж. Реньяра и "Трехгрошовая опера" Б. Брехта.
– 1962-1964 – Работа на киностудии «Мосфильм» в качестве художника-постановщика.
– 1965 – Начало работы по контракту в Малом театре – первой драматической сцене России, где как сценограф оформляет пьесы русской и зарубежной классики
Харитонов пришел в живопись из театра, чтобы состояться мистически, а не эстетически и лицедейски. Театр с его ярмарочной образностью увлекал фантазийностью, празднично раскрепощал стихию плоти с ее полутонами чувств, вдохновлял формотворчество, расщеплял подсознание на его составляющие, чтобы затем сложить из них параллельный мир внешнего жеста и парадокса, сценическая дверь кужа была так же доступна, как проход в соседнюю комнату. В этом, но главное – в своей ориентации на мистерию, театр явился необходимым этапом становления метода художника, уникальной лабораторией пластических средств, наконец, той промыслительной возможностью прикосновения к новому пространственному измерению. Как сценограф Харитонов выступал преимущественно на первой драматической сцене России – в Малом театре, где осуществил несколько успешных постановок из классического репертуара. Театр воспитал в нем своеобразный "запас прочности", чувство независимости, крайне необходимое для свободного художника, лишь формально принадлежавшего к Союзу художников, но не примкнувшего и к группе нонконформистов. У Валерия Харитонова всегда был собственный путь "степного волка", со всеми достоинствами вольности, но и опасностями разрыва с художественной средой. Все более отчетливо проступавшая религиозная основа его, тогда еще "келейного", творчества заведомо исключала участие в официальном выставочном процессе. И лишь в середине 1980-х, после завершения серии работ на темы "Божественной Комедии" Данте (полностью представленной на персональной выставке в Италии), его произведения делаются доступны для широкого круга зрителей. Мировоззренческой закваской Харитонова следует считать феномен позднего творчества его матери – Лины Васильевны Порхуновой, художника по призванию и образованию, чья творческая воплощенность состоялась лишь в последние годы жизни, после сорока лет вынужденного молчания, под тяжестью все того же "красного колеса", сминавшего все аристократическое и духовно-личностное. Хранимые семьей картины Л.В. Пороховой ждут выставок, история жизни – монографии... Приход Харитонова в живопись в конце 70-х годов был определен библейским "дух дышит, где хочет", щедро явленным на примере неожиданно раскрывшегося дара его матери.