Холст, масло. 115x92 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина исполнена Репиным во время пребывания в Париже в качестве пенсионера ИАХ. В работе ощущается увлечение творчеством известного испанского художника Мариано Фортуни – одного из самых даровитых представителей академического салонного искусства. С произведениями Фортуни Репин познакомился в 1873 году в Риме, затем в 1875 году на его посмертной выставке в Париже и был сверх меры восхищен присущими ему "недосягаемым изяществом и чувством форм, колорита и силой света".
В своей картине Репин стремился к пластической завершенности формы и цельности колористического решения. Образ негритянки навеян, возможно, африканскими этюдами Фортуни. Репин создает выразительный, не лишенный одухотворенности портрет, трактованный без какого-либо нарочитого любования экзотикой. Художнику удалось выявить благородное соотношение приглушенных красочных тонов и добиться тончайших цветовых нюансов, данных в единой теплой гамме.
Великолепное мастерство он проявил в изображении мерцающих золотых украшений, переливающейся ткани, поблескивающего кальяна и других предметов. Весьма разнообразны его живописные приемы – от гладкого письма лица до сравнительно широких пастозных мазков, которыми исполнены аксессуары.
Весной 1876 года Репин демонстрировал картину на выставке парижского Салона, о чем сообщил В.В.Стасову: "...я отправил сюда на выставку этюд негритянки, в рост фигура, с поджатыми ножками, по-восточному".
Проданная затем неизвестному частному лицу, работа почти полвека оставалась в полном забвении, лишь в 1938 году это полотно было обнаружено, приобретено Русским музеем и вскоре включено в экспозицию.
И.Н.Шувалова
http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=485
|
|