Ок. 1480, Регенсбург — 1538, Регенсбург. Немецкий живописец, гравер, рисовальщик. Глава дунайской школы. Учился, по-видимому, у отца — художника Ульриха Альтдорфера. В юности путешествовал по Баварии, в начале 1510-х совершил путешествие вниз по Дунаю. Ок. 1516—1518 работал в монастыре Санкт-Флориан близ Линца. В 1517 избран членом городского совета Регенсбурга, в 1526 назначен главным архитектором Регенсбурга.
Процесс творческого формирования Альтдорфера во многом остается неясным. Видимо, он испытал воздействие раннего творчества Кранаха, мастеров круга Пахера; несомненно, для него имело большое значение соприкосновение с творчеством и личностью Дюрера. Но уже в ранних работах Альтдорфер предстает как яркая, самобытная творческая индивидуальность. Мастер с неповторимым, взволнованно-романтическим видением мира, наделенный яркой творческой фантазией, чувством почти фантасмагорической силы света, дарованием колориста, Альтдорфер обладал и разнообразием творческих интересов, в равной степени успешно работал как живописец, рисовальщик, гравер, обращался наряду с традиционными религиозными к аллегорическим и мифологическим сюжетам. Но особенно важное место в его творчестве занял образ природы — величественной, грандиозной, дикой, с непроходимыми чащами, горными хребтами, скалами, могучими древесными стволами. Такой предстает она в обширной серии рисунков, выполненных в начале 1510-х и часто бывших самостоятельными произведениями искусства, предназначенными для любителей. Величественные пейзажные панорамы составляют фон его ранних религиозных композиций (Св. Семейство у фонтана, 1510, Берлин, Гос. музеи; Распятие, ок. 1510—1512, Кассель, Картинная галерея). Особенно замечательна маленькая (28 x 22,5 см), "кабинетного" формата композиция Лесной пейзаж с битвой св. Георгия (1510, Мюнхен, Старая пинакотека), где крохотные фигурки теряются в непроходимой чаще среди могучих стволов, чьи кроны сливаются в сплошную, пронизанную золотистым светом и коричневатыми тенями массу, написанную легкими прикосновениями кисти. В дальнейшем появляются картины, где передача жизни природы — основная и единственная художественная цель мастера. Таков Пейзаж с мостиком (ок. 1518, Лондон, Нац. галерея), где художник отказывается от какой-либо сюжетной мотивировки.
Самой значительной живописной работой Альтдорфера является большой многостворчатый алтарь монастыря Санкт-Флориан близ Линца (ок. 1516—1518), первоначально, как все немецкие алтари, сочетавший живопись, скульптуру, резьбу, архитектурные элементы. В настоящее время сохранилось лишь 16 входивших в него живописных композиций (14 — монастырь Санкт-Флориан, 2 — Вена, Музей истории искусства). В раскрытом виде алтарь включал в себя 8 композиций на темы Страстей Христа и 2 сцены — Положение во гроб и Воскресение, помещенные на пределле (цоколе алтаря). В этом цикле особенно полно раскрылось все богатство дарования Альтдорфера: драматическое, остроэмоциональное видение мира, умение строить сложные многофигурные сцены, полные напряженной, резкой экспрессии, превосходное владение перспективой, блестящий талант колориста. Ультрамарин, киноварь, кармин, изумрудно-зеленые, золотисто-желтые тона наделены светоносной силой, краски накладываются то плотно, то так легко, что просвечивает подмалевок, иногда словно плавятся, иногда нанесены быстрыми открытыми мазками. Особенно замечательны ночные сцены, где господствует стихия фантастического ночного освещения; блики света, нанесенные длинными мазками, струятся по неровной поверхности скал, скользят по гребням складок, вспыхивают в красноватом пламени факелов, отражаются на металлических доспехах. Как фантасмагория сказочной, ирреальной стихии света предстает Воскресение Христа (1518, Вена, Музей истории искусства), где сияние, разгорающееся вокруг головы Христа, как бы плавит, превращает в потоки огненной, золотисто-красной лавы покрывающие высокое небо тучи.
В 1520-е творчество Альтдорфера становится разноплановым, основные темы, привлекавшие его, поляризуются. Он продолжает работать над пейзажами, вновь разрабатывает тему призрачного освещения в Рождестве Христа (ок. 1520—1525, Вена, Музей истории искусства). Одновременно его привлекает мотив сложной, показанной в угловом ракурсе архитектурной декорации, передача огромного, наполненного светом и легкими тенями пространства (Рождество Марии, ок. 1520—1525, Мюнхен, Старая пинакотека). Сложнейшие архитектурные мотивы разрабатывает он в Истории Сусанны (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). Но кульминацией всего его творчества, концентрацией сказочно-фантастического видения могучих природных сил становится Битва Александра Македонского с Дарием (1529, Мюнхен, Старая пинакотека) — первая историческая композиция в искусстве Северного Возрождения. Грандиозная схватка греческих и персидских воинов изображена в точном соответствии с ее историческими описаниями. И в то же время художник придает событию вселенский космический смысл. Масштаб происходящего определяется не только несметной массой участников сражения, увиденных как бы с птичьего полета, но и величественной картиной природы. Скалы, горные хребты, морской залив с островами и надо всем — стихия неба, в котором происходит своя борьба — небесный бой между мрачными тучами и сияющим золотом закатным солнцем. Своеобразную ноту в эту феерию космических сил вносит как бы свисающий с верхнего края картины картуш в ярко-красном обрамлении с надписью о происходящем событии. Он выглядит словно послание иного мира, иного времени.
Прекрасные, поэтические по настроению пейзажи создавал Альтдорфер и в рисунке, и в гравюре, главным образом в технике офорта, которую он существенно усовершенствовал.
Лит.: Вельчинская И. Л. Альтдорфер. М., 1977; Kirschbaum J. Albrecht Altdorfer. Kaln, 1978; Goldberg G. Albrecht Altdorfer. Menchen; Zurich, 1988.
Л. Алешина
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика