Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Лиотар, Жан-Этьен


Загрузить в полном масштабе 552x712, 47k

Лиотар, Жан-Этьен

Автопортрет, 1773
Pastell auf Leinwand
63 x 52 cm. Musee d'Art et d'Histoire. Genf

Жан Этьен Лиотар (фр. Jean-Etienne Liotard, 1702, Женева — 1779, там же) — швейцарский художник.

Молодой Лиотар усердно занимался рисованием, миниатюрной и эмалевой живописью. В 1725 г. Лиотар прибыл в Париж, чтобы усовершенствоваться в искусстве, и нашёл себе покровителя в лице Пюизье, который, будучи назначен посланником в Неаполь, взял его туда с собой.

В 1736 г. Лиотар переехал в Рим, где нарисовал множество портретов пастелью, в том числе портреты Папы Клемента XII и нескольких кардиналов, через что положил основание своей известности. Наклонность к приключениям увлекла его на Восток. В Константинополе он усвоил местные обычаи, оделся турком, что в то время представлялось большой эксцентричностью, и в этом виде явился в Вену, где император Франциск I принял его очень милостиво. Он получил множество заказов и исполнил портреты Марии Терезии (гравированный 1744 г. Рейнспергером), многих членов императорского дома и представителей австрийской знати. Здесь же он исполнил пастелью портрет красавицы Анны Бальдауф (Anna Baltauf), всемирно известный под названием «Шоколадница» и несчетное число раз копированный и гравированный (находится в Дрезденской галерее). Скорее всего, Анна была служанкой при дворе австрийской императрицы Марии Терезии, где живописец и заметил девушку. Анна, дочь обедневшего рыцаря, служила горничной при дворе. Говорят, именно там ее красоту заметил молодой принц Дитрихштейн. Он влюбился и – к ужасу аристократии – женился на ней. В качестве свадебного подарка Принц Дитрихштейн заказал Жану Этьену Лиотару, работавшему при венском дворе в то время, портрет своей невесты в той самой одежде, в которой он впервые ее увидел. Говорят, в день свадьбы невеста пригласила знакомых шоколадниц и, будучи счастлива своим возвышением, подала им свою руку со словами: "Вот! Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мою руку." Эта картина примечательна также тем, что на ней впервые был изображен первый фарфор Европы – Meissen. Мейсен

Восточный костюм так нравился Лиотару, что в 1744 г. он изобразил самого себя в этом наряде на двух портретах — одном, написанном для флорентийского собрания портретов художников, и другом, находящемся в дрезденской галерее. Из Вены Лиотар прибыл в Париж в то время, когда пастельный род живописи пользовался там особым почетом, а законодательницей мод была маркиза Помпадур. Она пожелала иметь свой портрет работы Лиотара и доставила ему титул королевского живописца и члена академии. Этого было достаточно, чтобы сделать Лиотара модным портретистом красавиц, блиставших в то время при французском дворе. На парижских выставках 1751-53 гг. работы Лиотара являлись во множестве; но это было для них пагубно, так как здесь рядом с ними выставлялись мастерские пастельные портреты Латура, с которыми сравнение было слишком невыгодно для Лиотара.

После четырёхлетнего пребывания в Париже Лиотар отправился в Англию, а оттуда в Голландию. Конец своей жизни он провёл в Женеве. Кроме множества портретов, из которых многие были гравированы, им исполнено несколько картин. Сам он награвировал несколько офортов.

Работы