Холст, масло. 150x206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Работа над картиной проходила летом 1893 на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. По поводу приобретения картины И.И.Левитан писал П.М.Третьякову 18 мая 1894: "Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточноно что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием...".
В частном собрании в Москве находится этюд "Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца", с которого написана церковь в картине. По свидетельству А.П.Лангового, ранее он принадлежал П.М.Третьякову. При работе Левитана над картиной художник взял этюд из галереи, после чего "...Павел Михайлович сказал Левитану, что этюд ему больше не нужен, и предложил взять его обратно, заменив другим по его выбору".
Эскиз картины под названием "Перед грозой" (бумага, графитный карандаш) находится в ГТГ.
Глубокой философией, размышлениями о человеческой судьбе проникнута картина Исаака Левитана "Над вечным покоем".
Эта картина занимает особое место в творчестве художника. Это не только философский пейзаж-картина. Здесь Левитан стремился выразить свое внутреннее состояние. "...В ней я весь со всей своей психикой, со всем моим содержанием...", – писал он.
Левитана всегда волновала ширь водного простора. Он писал, что чувствует "себя одиноким с глаза на глаз с громадным водным пространством, которое просто убить может..." На Волге художник преодолел это чувство. В картине же "Над вечным покоем" огромная водная гладь и тяжелое небо давят на человека, будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни. Это один из самых трагических пейзажей в мировом искусстве. Где-то внизу у края разлившегося озера на юру приютилась деревянная церквушка, рядом кладбище с покосившимися крестами. Безлюдье, свистит ветер над вздыбленным озером. Возникают определенные ассоциации: озеро, небо со сложной игрой света и облаков воспринимаются как огромный, суровый, вечно существующий мир. Человеческая жизнь подобна маленькому острову, виднеющемуся вдали, который в любой момент может затопить вода. Бессилен человек перед всевластной и могущественной природой, он один в этом мире, как слабый огонек в окне церквушки.
Я так несказанно счастлив сознанием, что последняя моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, – но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное …
Из письма Левитана П.М.Третьякову от 18 мая 1894
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=3
Над вечным покоем – одна из самых мрачных, и, вместе с тем, значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову: "В ней – я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием..." Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе".
"Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года." (К.Паустовский)
http://isaak-levitan.ru/master/18.php
|
|