Холст, масло. 78x54,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Между началом профессиональной работы Федотова в искусстве в 1844 году и датой его смерти в 1852 году пролегает короткий, едва восьмилетний срок. В этом кратком периоде замкнут весь путь развития замечательного мастера. Его «поздние» картины отделены от «ранних» лишь тремя-четырьмя годами. Но несмотря на ничтожную разницу во времени, работы последних лет не только возвышаются по уровню достигнутого мастерства над всем остальным федотовским наследием, но и свидетельствуют в значительной степени о пересмотре художником всей своей творческой системы, о смелом выдвижении им ряда новых идейных принципов и художественных проблем.
Смелый полет мысли и воображения, о котором говорят все биографы, и необычайная способность к труду характерны для всего творчества Федотова. Чем ближе склонялась к концу жизнь художника, тем быстрее сменяли друг друга периоды его творческого развития, тем разнообразнее и сложнее становилась сущность его исканий или, пользуясь выражением самого Федотова, «художественных углублений». Три последних года его жизни отмечены поразительной творческой продуктивностью. Он работал с лихорадочной быстротой. Замыслы будущих картин возникали один за другим и, едва успев воплотиться в рисунке или эскизе, уступали место новым сюжетам, раскрывающим все новые и новые стороны действительности. Если бы Федотов успел довести до конца все начатое, мы владели бы грандиозной художественной летописью быта и нравов его времени; но и того, что ему удалось завершить, с избытком достаточно, чтобы признать Федотова одним из самых глубоких и тонких изобразителей русской жизни.
К числу лучших произведений «позднего» Федотова принадлежит картина «Вдовушка».
В отличие от его более ранних картин с их многофигурной композицией и сложными сюжетами «Вдовушка» отмечена особенной, намеренной простотой. В картине только одна фигура и нет никакого действия.
В полутемной, незатейливо убранной комнате стоит, облокотившись на комод, молодая беременная женщина в черном траурном платье. На ее лице застыло выражение глубокой печали и задумчивости.
Этим, казалось бы, исчерпывается сюжет картины. Но, как всегда у Федотова, вещи в картине расположены так, что, внимательно рассматривая их, зритель узнает многое, и притом весьма существенное о настоящем, прошлом и даже будущем изображенной художником молодой женщины.
На комоде, рядом с иконой, стоит портрет молодого офицера в гусарском мундире – покойного мужа вдовушки. В темном углу комнаты, возле кровати, горит-забытая с ночи свеча; она освещает корзину, в которую кое-как сложены немногочисленные вещи, еще принадлежащие молодой женщине; мебель уже не ее – она описана, и к ней привешены казенные печати. Муж оставил в наследство одни долги, кредиторы описали имущество, и вдове предстоит покинуть тот уютный мирок, в котором еще недавно она была хозяйкой. Безрадостное будущее открывается перед ней.
Сцена, написанная Федотовым, отмечена той же непринужденной естественностью, которая характеризует и его сатирические картины. В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи. Но в сравнении с более ранними произведениями «Вдовушка» раскрывает ряд существенно новых особенностей творчества Федотова.
Ни в одной из прежних работ он не достигал такой силы в выражении чувства. Острота социальной характеристики уже не исчерпывает здесь задачу художника. Он становится внимательным и проникновенным психологом. Повесть, рассказанная вещами, служит лишь пояснением к той подлинной и глубоко человечной трагедии, которая воплощена в сюжете картины и в самом образе вдовушки. Главная цель художника состоит в раскрытии душевных переживаний, внутреннего мира изображенной им женщины.
Эта задача определяет собою весь эмоциональный строй картины и подчиняет себе совокупность приемов ее художественного решения.
Фигура вдовушки выдвинута на первый план, освещена ровным, дневным светом и сразу сосредоточивает на себе внимание зрителей. Дальний угол комнаты погружен в полумрак; среди густых теней слабо теплится пламя свечки, и колеблющийся двойной свет смягчает контуры предметов и переходы цвета. В колорите и в эффектах двойного освещения есть та тревожная напряженность, которая так удивительно соответствует душевному состоянию вдовушки.
Федотов работал над картиной упорно и долго. «Про «Вдовушку», выставленную в 1852 году, я знаю, скажут: «Не мудрено сделать хорошо, изучал предмет два года». Да, если бы каждый мог иметь столько характера, чтобы в продолжение двух лет изучать одно и то же, чтобы дать себе раз чистое направление, то хорошие произведения не были бы редкостью»,– записал он в своем дневнике. Метод его творчества остался тем же, что и в период создания «Сватовства майора»,– Федотов по-прежнему внимательно вглядывался в действительность, по-прежнему постоянно и тщательно писал с натуры.
Только опыт художника сделался разнообразнее и шире, мастерство стало еще более совершенным, обострилась способность к обобщению.
«Вдовушка» дошла до нас в четырех вариантах. Сравнивая между собой эти ступени постепенного вызревания замысла, нетрудно заметить, что с наибольшей настойчивостью Федотов работал над колоритом, в котором хотел выразить всю эмоциональную настроенность картины, и над образом самой вдовушки. В первых вариантах она еще близка к образу невесты из «Сватовства майора». Правда, во «Вдовушке» с самого начала отсутствует элемент сатиры, но первые воплощения ее образа еще носят характер житейской обыденности и непосредственного копирования натуры. В окончательном варианте образ совершенно переработан. Федотов делает фигуру стройнее и выше, заостряет линии ее силуэта и придает всему ее облику отпечаток одухотворенной и возвышенной красоты. Подобно тому как герои его сатирических картин вызывают ассоциацию с персонажами пьес Островского, «Вдовушка» своим проникновенным лиризмом и утонченной простотой напоминает женские образы, созданные Пушкиным.
Биографы Федотова не раз обращали внимание на одну загадочную подробность этой картины: изображение покойного мужа вдовушки представляет собою не что иное, как автопортрет самого художника.
Смысл этой странной шутки был бы непонятен, если бы она не повторялась у Федотова неоднократно. Автопортреты встречаются в значительном числе его картин и сепий и в бесчисленных рисунках.
Федотов как бы сливал свою жизнь с жизнью своих героев и примеривал к самому себе их судьбу, подчеркивая свою близость к тем людям, которых изображал.
Социальная подоснова «Вдовушки» вполне ясна. Своих положительных героев художник нашел среди бедных людей, среди «униженных и оскорбленных», чья жизнь являла собой как бы оборотную сторону той самой действительности, которую он разоблачал и бичевал в сатирических картинах. Федотов сумел опоэтизировать и возвысить «маленьких людей», подобно тому, как это сделали великие русские поэты и писатели его времени. Здесь, так же как и в сатире, он выступает соратником Гоголя, Белинского и Некрасова.
Обращение к миру положительных образов отнюдь не означало отказа от социальной сатиры. Но поздние сатирические произведения Федотова свидетельствуют о новом, более глубоком истолковании современной жизни.
Почти одновременно со «Вдовушкой», в те же 1850-1852 годы, Федотов написал две замечательные картины – «Анкор, еще анкор» и «Игроки». Юмор Федотова приобретает здесь новое качество – он становится страшным, пугающим. Обе картины посвящены, в сущности, одной теме: они повествуют о том чудовищном душевном опустошении, которое внес в русскую жизнь николаевский режим. Такой силы социального обличения не достигала ни одна из ранних работ Федотова. Приговор вынесен здесь уже не отдельным плутоватым майорам или тщеславным чиновникам, а всему социальному строю, всей уродливой, беспросветной действительности, которая вызывала гнев и презрение художника. Свое сочувствие он безраздельно отдавал тем, в ком, как во «Вдовушке», видел ее жертву.
|
|