Холст, масло.Государственный музей искусства, Копенгаген, Дания.
Выставленный портрет жены художника произвел настоящий фурор, прочно поместив автора в разряд «диких» (то есть фовистов). Критик Жак Ривьер назвал Матисса человеком, «ступившим на неизведанную землю уродливого», хотя при этом отметил, что он «не стремится напугать зрителя». «Он пишет правду, – воскликнул с пафосом Ривьер, – ужасную правду!» Основное внимание в этой работе Матисс уделил цвету, что отразилось во втором ее названии («Зеленая полоса»), данном картине купившими ее Майклом и Сарой Стай-нами.
Образ мадам Матисс выглядит монументальным, хотя на самом деле полотно невелико по размеру. Это впечатление провоцируют цветовые контрасты, заставляющие лицо героини доминировать на полотне. Вооб ще, в цветовом отношении это почти гениальное произведение. Знаменитая зеленая полоса, обозначающая нос, перекликается по тону с тенями, а те, в свою очередь, контрастируют с розовыми телесными тонами.
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Прическа мадам Матисс могла бы перегрузить композицию, но ее уравновешивает яркий бирюзовый фон. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
http://www.staratel.com/pictures/matisse/pic14.htm
|
|