Милле, Жан Франсуа (Millet, Jean Franeois) 1814, Грюши, близ Шербура — 1875, Барбизон.
Французский живописец и график. Происходил из крестьянской семьи, имевшей земельный надел в Нормандии. В большой семье царили крепкие моральные устои, с детства прививалось трудолюбие и благочестие. Помимо школьных занятий, под руководством священника, обратившего внимание на одаренного мальчика, изучает латынь, и вскоре наряду с Библией его любимым чтением становится Вергилий.
До 18 лет Милле жил в деревне, выполняя все крестьянские работы; затем уехал в Шербур, где учился живописи у Мушеля и Ланглуа де Шевревиля; по ходатайству последнего получил стипендию от муниципалитета для продолжения образования в Париже. Бабушка напутствовала его: "Франсуа, никогда не пиши ничего непристойного, даже если бы это было по приказу самого короля".
В 1834 Милле пишет портрет бабушки: лицо с крупными чертами, словно рубленное из дерева, поражает выражением сосредоточенной озабоченности и надежности. Образ нормандской крестьянки, исполненный суровой простоты, сродни изображениям римских матрон.
В Париже кроме занятий в мастерской Делароша (1837—1838) художник много времени проводит в Лувре; особенно его поразил Микеланджело, недаром он в своей живописи стремится к скульптурной трактовке форм и буквально лепит краской объемы. Он восхищается также Пуссеном, Сурбараном, Риберой, его привлекают величественные образы, обобщенные формы, лаконизм средств, поэзия простоты; из современников почитает Делакруа.
Ради заработка Милле пишет жанровые сценки в духе XVIII в., но главные его успехи в 1840-х связаны с портретом: Автопортрет, Мадмуазель Оно (оба — 1841, Шербур, Музей), Арман Оно (1843, Шербур, Музей), Делез (1845, Бремен, Кунстхалле), Морской офицер (1845, Руан, Музей изящных искусств); естественность и искренность — главные черты, отличающие эти произведения. В 1846—1848 Милле создает ряд полотен на религиозные сюжеты (Св. Иероним, Агарь, обе — 1849, Гаага, Музей Месдаг).
В 1849 художник с семьей поселяется в деревне Барбизон близ Фонтенбло, которая привлекла его уединенностью и живописными окрестностями. Он пишет пейзажи, картины, изображающие деревенскую жизнь, — темы, ему знакомые и близкие; таков Сеятель (1850, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Фигура крестьянина занимает все пространство холста, четким силуэтом выделяясь на фоне неба; сильным упругим движением он бросает семена в землю, словно выпуская на волю птиц. Художник точен в передаче одежды, пейзажа, характерного жеста — образ сеятеля конкретен, но при этом Милле монументализирует и обобщает формы, доводя единичное до символа. Для Милле труд — великая созидающая сила, суть бытия. "В искусстве надо иметь ведущую первоидею и выражать ее красноречиво… с силой, как чеканят медаль", — говорил художник. Его крестьяне (Веяльщик, 1848, США, частное собрание; Человек с мотыгой, 1863, Сан-Франциско, частное собрание; Стрижка овец, 1860, США, частное собрание) не фарфоровые пастушки, это реальные деревенские жители. Милле не скрывает ни их нужды, ни тяжести труда, они бедны, но не убоги, в них нет униженности, а есть достоинство людей, занятых необходимым и важным делом. Привычные, повторяющиеся из века в век сезонные работы выработали у них экономную отточенность каждого жеста, целесообразность каждого движения, в которых есть красота и поэзия. Мастер сумел увидеть ее и переложить на язык пластических форм.
Сер. XIX в. во Франции — период распространения реализма как художественного направления. В отличие от романтиков, выбиравших для своих картин ярких героев, черпавших свои сюжеты в истории, литературе, реалисты сделали темой своего искусства жизнь современников с их заботами, развлечениями, с их повседневным бытом, и, хотя Милле не выступал с манифестами и декларациями, он один из самых глубоких мастеров демократической ориентации. В его образах воплощена первооснова бытия, в них проступают черты библейских землепашцев, их осеняет тень великого поэта античности Вергилия, воспевшего на прекрасной латыни в своих Георгиках труды земледельца. Заметим, что единственным украшением мастерской Милле были слепки с деталями фриза Парфенона.
В картинах Милле нет протеста, человек спокойно принимает тяжкую долю, ниспосланную ему, и от этого чувство сострадания подчас еще пронзительней. Посреди поля в тихой молитве склонились мужчина и женщина, заслышав звуки колокола: Анжелюс (Вечерняя молитва, 1857—1859, Париж, музей Орсе). Фигуры людей естественно вписываются в вечерний пейзаж, не нарушая его умиротворенной тишины. Добрые отношения в семье, забота о детях, труд — вот те простые, но бесконечно важные для художника истины, которые одухотворяют его искусство. Показывает ли он мать, кормящую с ложечки троих малышей или обучащую вязать девочку, годовалого сына — ходить и т. д., каждая жанровая сценка чужда сентиментальности, дышит серьезной важностью, ибо все эти простые дела и составляют для него основу человеческой жизни.
Хотя с течением времени произведения Милле приобретали мировую известность, сам художник до конца дней продолжал жить в деревне, из-за стесненных обстоятельств занимаясь крестьянским трудом: "…разве это веселый и радостный труд, в который некоторые хотят нас заставить поверить? Но в нем для меня и заключается настоящая… большая поэзия", — говорил мастер. Сочетание поэзии и правды — одно из высших достижений Милле. Вот почему, казалось бы, обычные сцены крестьянских работ приобретают у него общечеловеческий смысл, превращаясь подчас в подобие философской притчи о смысле бытия.
Лит.: Нерсесов Н. Я. Жан-Франсуа Милле. М., 1958; Замятина А. Н. Милле. М., 1959; Lepoittevin L. Jean Franrois Millet, sa vie sonluvre, sescrits. Paris, 1971—1973. 4 vol.
В. Стародубова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика