Холст, масло. 113 X 157 см.
К лучшим из лучших картин Лоррена всеми причисляются четыре эрмитажных пейзажа, изображающие разные времена суток — утро, полдень, вечер и ночь. До сих пор не установлено, были ли эти полотна задуманы художником как единое целое или их случайно, и очень удачно, объединили коллекционеры более позднего времени. Но так или иначе они остаются свидетельством увлеченного внимания, с каким Лоррен изучал изменения в природе.
«Утро» — самое поэтичное и тонкое среди этих полотен. Подчиняясь классической традиции, Лоррен ввел в картину так называемый исторический сюжет — обязательную композицию, оживляющую пейзаж. Он выбрал для этого эпизод из Библии: Иаков, пасущий стадо овец, встречает дочерей Лавана, и эта встреча становится началом его долгой любви к Рахили. Но в сюжете для художника важна только ассоциация с теми мыслями и переживаниями, которые вызывает в нем картина пробуждающейся на рассвете природы. Как и в других работах, Лоррен доверяет исполнение фигур итальянцу Филиппе Лаури. Сам он всецело поглощен пейзажем, идиллически мирным, одухотворенным и возвышенным.
Легкие и светлые краски, с их мягкими нюансами, придают формам воздушность и невесомость. Лоррен усиливает это впечатление, отводя огромное место небу и отдаляя изображения зданий, моста, холмов, так что они превращаются в прозрачную, недосказанную, но захватывающую своей широтой панораму. Деревья в центре картины и колонны далекого храма приобретают стройные пропорции, изящество линий и чистоту силуэта. Лоррен неузнаваемо преображает и обновляет классический пейзаж, наполняя его живым дыханием природы.
Картина поступила в Эрмитаж в 1815 году из собрания императрицы Жозефины в замке Мальмезон близ Парижа.
http://www.kulturamira.ru/txt/20lorren.shtml
|
|