Холст, масло.
56 см * 46 см.
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
В 1877-1878 годах Ренуар создает три портрета актрисы театра Комеди Франсез Жанны Самари, причем каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже своими размерами существенно отличается друг от друга. Очаровательная актриса не только понравилась художнику. Он почувствовал в ее внешности, в ее характере что-то привлекательное, то, что можно представить только кистью. И именно такой кистью и такими красками, которыми писал Ренуар.
Жанна Самари жила недалеко от мастерской Ренуара и приходила к нему позировать для своих портретов, правда, быть может, небольшой портрет, хранящийся в театре, мог быть написан у нее дома. На сеансы она приходила довольно свободно и иногда пропускала их, что огорчало и сердило художника.
Портрет Жанны Самари из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве можно считать одним из лучших портретов Ренуара. Его также называют одним из наиболее импрессионистических портретов во всем его творчестве. Так именно написано в прекрасно изданной Альбертом Скира в 1954 году книге "Ренуар". Этот небольшой портрет стал и одной из самых известных и привлекательных картин музея, хотя некоторые искусствоведы иногда считают ее даже не самостоятельной работой, а подготовительным этюдом к большому, парадному портрету Жанны Самари.
Чем же особенно привлекателен небольшой портрет Жанны Самари? Почему не хочется придавать значение сомнениям: этюд ли это или завершенная живописцем портретная композиция? Наверное, потому, что портрет как-то сразу завоевывает расположение зрителей и становится необычайно мил и дорог. А возможно еще и потому, что и сама актриса Комеди Франсез Жанна Самари и очарованный ею художник одинаково увлеченно и радостно воспринимали окружающий мир. И это взаимопонимание художник смог передать в небольшой картине.
Ренуар в этом портрете пошел на поразительные контрасты и такую свободу нанесения красок на холст, которые, бесспорно, шокировали или повергали в яростное негодование публику, критиков и художников, воспитанных на академической манере письма. Трудно представить, чтобы в то время кто-нибудь осмелился писать портрет, используя в качестве основных цветом, составляющих колорит картины, активные розовые и зеленые краски. Ренуар беззаботно сопоставляет их, нанося на холст мелкими, разделенными мазками. Если внимательно всмотреться в цвет открытого платья, то можно увидеть разнообразие мельчайших оттенков зеленой краски, нанесенных самым свободным образом. То же можно сказать и о розовом фоне картины, который в правой части холста обогащен энергично положенными мазками синей краски, причем она лежит поверх розового цвета, почти небрежными загогулинами. Но все это, взятое вместе и увиденное на некотором расстоянии от холста, производит свежее и гармонично согласованное в цвете впечатление. На портрете из московского музея Жанна Самари изображена в открытом летнем зеленовато-голубом платье, плотно облегающем стройную фигуру. На розовом фоне ее открытые руки, нежная кожа словно дышат теплом. Жанна Самари оперлась подбородком на свою руку и застыла перед зрителями. Ее короткие рыжевато-золотистые волосы чуть разлетаются в разные стороны. Жанна смотрит открыто и непринужденно, а зрителей не перестает восхищать очарование актрисы и мастерство художника.
По материалам из книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". – М.: Изобразительное искусство, 1998. – 176 с.: ил.
http://impressionnisme.narod.ru/RENUAR/renuar10_about.htm
|
|