Французский живописец. Учился у лионского живописца Грандона, а после 1750 – в парижской Академии художеств у Натуара. С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755, Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академических критиков.
В 1755 он был причислен к Академии и провел около года в Риме и Неаполе. К этому периоду относятся многочисленные неаполитанские этюды, в которых Грёза больше привлекает живописность персонажей, чем стремительно входящие в моду античные сюжеты или руины.
В 1760-е он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: "Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне" (Девушка, оплакивающая мертвую птичку, 1765, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии).
Картины этого жанра охотно покупали и русские путешествующие меценаты (Девушка с письмом, 1764, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), они заказывали Грёзу и многочисленные портреты (Портрет графа А. П. Шувалова, 1776-1781, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Несмотря на очевидную мелодраматическую театрализацию сюжета (Наказанный сын, 1778, Париж, Лувр), лучшие картины Грёза отличало несомненное композиционное и колористическое мастерство, внимание к обыденным предметам и редкий талант в передаче освещения, которые позволили позднейшим исследователям сравнивать полотна художника с произведениями Пуссена, Шардена и даже Рембрандта.
Лит.: Герц В. Ж.-Б. Грёз. Л., 1948; Mauclair C. Greuze et son temps. Paris, 1926.
Н. Золотова