Винченцо Катена Мария с младенцем, святым Франциском Ассизским, Святой и Донатором [1508-1510]
Винченцо Катена (ок. 1470-1531), венецианская школа.
Будапешт, Музей изобразительных искусств, инв. № 74.
Липа, масло, 64,7 х 92 см.
Приобретена из коллекции Эстерхази в 1870 году.
Вопреки тому, что эта картина несколько более поздняя, чем предыдущая, в ее композиции все еще чувствуется влияние Беллини. От своего учителя Катена перенял манеру изображения прекрасной женской фигуры святой, притом почти без изменений; это свидетельствует о том, что она очень нравилась ему.
Изменение стиля, наблюдающееся в этой картине по сравнению с предыдущей, отражает не столько изменение стиля Катены, сколько развитие в творчестве Беллини. Более глубокий колорит, многочисленные оттенки объясняются уже появлением Джорджоне, влияния которого не избежал и старый учитель Катены.
Постепенно техника рисовальщика сменяется техникой живописи. Постановка донатора в профиль, манера его изображения являются приемами, характерными для кватроченто. Вместо более трудного изображения в полупрофиль Катена избирает легче изображаемый профиль, который дает больше возможностей подчеркнуть характер человека. (Этот прием отчасти объясняется и результатами, достигнутыми в медальерном искусстве.)
Наиболее удачной частью картины можно назвать фигуру донатора. Катена имел хороший глаз портретиста, что подтверждается и более поздними его портретами, на которых обычно чувствуется сильное немецкое влияние. В нижней и верхней частях картины имеются значительные добавления, так, например, руки донатора дописаны позже. http://gallerys.narod.ru/picture78.htm