Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Виц, Конрад


Виц, Конрад

Виц, Конрад (Witz, Konrad) (ок. 1400 — ок. 1445), немецкий художник, один из основоположников искусства Северного Возрождения.

Родился в Ротвейле на юго-западе Германии (ныне земля Баден-Вюртемберг) ок. 1400 в семье Г.Вица (вероятно, художника). Около 1431 приехал в Базель, по-видимому, привлеченный проходившим здесь церковным собором. В 1434 был принят в местный цех живописцев. Работал также в Констанце и Женеве, в том числе и как резчик по дереву (хотя его скульптурные произведения не сохранились).

К его несомненным произведениям относятся три больших живописных алтаря, причем лишь последний из них подписан; все они сохранились фрагментарно, в виде отдельных панелей. Это алтари: Зерцало искупления (ок. 1435; в основном — в базельском Публичном художественном собрании), несколько более поздний безымянный, на трех сохранившихся панелях которого изображены Встреча Иоакима и Анны, Благовещение, свв. Магдалина и Екатерина (там же и в других собраниях), и св. Петра — с известнейшей композицией мастера, сценой Чудесного улова (1444, Музей истории и искусства, Женева).

Обнаруживая несомненное знакомство с достижениями современной ему нидерландской живописи ван-эйковского периода, Виц энергично вводит элементы линейной перспективы (порой контрастно сочетающиеся с золотыми фонами), световоздушной среды (резкие тени), придает фигурам и даже мелким деталям типа камешков — в особенности во Встрече Иоакима и Анны — иллюзорно-трехмерную, стереометричную предметность.

Чудесный улов является шедевром панорамического пейзажа – с натуральным изображением окрестностей Женевского озера и горы Монблан; проникновенно переданы не только дальние горы и облака, но даже светоотражения и прозрачность воды с водорослями на ближнем плане. Знаменательно, что эту вещь художник подписал «Конрад Мудрый» (Sapiens), по-видимому, не просто латинизируя фамилию Witz, но уже в ренессансной манере претендуя на особый статус «художника-ученого».

Умер Виц в Базеле или Женеве до 1445.

Литература:
Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972;
http://art.rin.ru/cgi-bin/index.pl?id=52&art=1877

Работы