Ничто во внешнем мире не указывает на видения святого, ничто, кажется, не должно было бы вызвать у него внутреннего волнения, однако оно выражено на его аскетическом лице, которое представляет собой самую лучшую и характерную часть картины. Она является прекрасным примером техники письма темперой с ее совершенно чистой, сухой, легкой, как воздух, штриховкой. Этот прием письма в последнем десятилетии кватроченто был характерным уже только для Умбрии, Тосканы и провинции Марке. Именно поэтому из вышеупомянутых мастеров совершенно спокойно может быть исключено имя Лоренцо Косты из Болоньи, так как там в это время темперу уже смешивали с маслом.
Граначчи же был весьма односторонним мастером, его мастерство не достигло уровня этой будапештской картины, не говоря уже о том, что даже самые известные произведения этого мастера представляют более зрелую фазу ренессансного стиля.
Она не может быть связана и с творчеством Микеланджело, с одной стороны потому, что мягкое исполнение пейзажа на заднем плане совершенно чуждо великому флорентийцу, а с другой стороны, в стиле нет ничего общего с бесспорными произведениями Микеланджело.
Предположение Фахи о том, что картину "Святой Иоанн Евангелист на острове Патмос" написал Мастер Мадонны Сен-Луи, весьма спорно; все работы, приписываемые этому пред- полагаемому мастеру, довольно сильно отличаются друг от друга по стилю, и мы не можем быть уверены, что они действительно принадлежат одному художнику.
Однако Фахи прав в том, что Мастер Мадонны Сен-Луи и автор данной картины очень схожи в стиле – их объединяют беспокойное вдохновение Боттичелли и строгие конкретные формы мастерской Гирландайо. Но если произведения, которые бесспорно могут быть приписаны кисти Мастера Мадонны Сен-Луи, не вызывают сомнения в их принадлежности к флорентийской школе, то сухая манера письма автора будапештского тондо и несколько черт в лепке форм указывают на то, что он был ближе к сиенским мастерам, в первую очередь к творчеству Бернардипо Фунгаи. А если это верно, то из перечисленных выше художников наиболее вероятным автором этой картины представляется Давид Гирландайо, который в 1493-1495 годах работал над мозаикой собора в Сиене и во дворце семьи Спаннокки. Если действительно он является автором картины, то хорошо объяснимыми становятся умбрийские и сиенские черты, просматривающиеся за доминирующим флорентийским стилем. Однако до тех пор, пока работа Давида Гирландайо в Сиене не получила окончательной атрибуции, его авторство можно рассматривать лишь как гипотезу.
http://gallerys.narod.ru/picture44.htm
|
|