Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Чернецов, Григорий Григорьевич


Чернецов, Григорий Григорьевич

Чернецовы, братья, русские художники, мастера живописного пейзажа, представители романтизма; долгие годы работали вместе.

Родились в городке Лух (Костромская губерния) в семье иконописца, Григорий Григорьевич (1802-1865) — 12 (24) ноября 1802, Никанор Григорьевич (1805-1879) — 21 июля (2 августа) 1805. Первые художественные навыки получили от старшего брата Евграфа, который помогал отцу. Занимались в петербургской Академии художеств (Григорий — с 1819, Никанор — с 1823) у М.Н.Воробьева. Обучались преимущественно «перспективной живописи», включающей в себя внутренние и внешние архитектурные виды, поэтому в ранний период написали (порознь) целый ряд интерьеров (Н.Чернецов, Внутренний вид дома Д.Л.Нарышкина во время собрания Общества поощрения художеств, 1825, Третьяковская галерея; и др.).

В 1827, в год окончания Академии, оба были командированы этим обществом в Ревель (Таллин), где создали много этюдов и ряд картин, преимущественно морских пейзажей. Затем Григория зачислили на службу при «Кабинете его величества», Никанор же отправился путешествовать — по Кавказу (1829-1831), а позднее по Крыму (1833-1836), привезя в столицу целый ряд романтических пейзажей (в частности, Вид Тифлиса, 1831; Вид у подножия Аю-Даг, 1836; обе работы — в Русском музее). Главным же произведением Григория за эти годы стала редкостная по своей историко-документальной точности картина Парад на Царицыном лугу (1831-1837, Музей А.С.Пушкина, Пушкино), где представлено огромное число портретных фигур, в том числе известных литераторов и художников, включая Пушкина, И.А.Крылова, В.А.Жуковского, К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни и др.

Побывав в 1836 году на средней Волге, братья с тех пор особенно часто работали сотворчески. В 1838-1851 осуществили уникальный по масштабу замысел: панораму обоих берегов Волги, написанную по пути из Рыбинска в Астрахань. Сама панорама — из семи отделений (по числу охваченных губерний), длиной более 700 м, — до нас не дошла, став жертвой дурного хранения. Однако осталось немало связанных с нею этюдов и картин (Г.Чернецов, На Волге. Утес, 1838, Третьяковская галерея; и др.). Затем Чернецовы предприняли путешествия по Италии, Египту и странам Ближнего Востока (1840-1843), а позднее по Италии и Турции (1846-1849). К 1845 издали альбом Палестина. Виды, рисованные с натуры академиками Н. и Г.Чернецовыми в 1842-1843 годах«. В целом корпус их рисунков, акварелей, картин маслом значительно обновил русский пейзаж, внеся в классицистскую видопись эмоциональность романтизма и весьма расширив эстетическую топографию образов. В поздние годы жили в бедности, выставляя в основном картины, написанные по старым этюдам.

Умерли братья в Петербурге: Григорий 8 (20) июня 1865, Никанор 11 (23) января 1879. Оставили Записки о путешествии по Волге, при жизни не изданные.

Литература:
Смирнов Г.В. Г.Г.Чернецов, Н.Г.Чернецов. — В кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина 19 века. М., 1954;

Чернецовы Г. и Н. Путешествие по Волге. М., 1970;
Энциклопедия «Кругосвет»

Работы