Мартынов Андрей Ефимович (1768, Петербург – 1826, Рим) – самый известный из талантливой семьи (художниками были также его младший брат и сын). В 1788 г. он окончил Петербургскую АХ по классу ландшафтной живописи у Сем. Ф. Щедрина. После традиционного в то время пенсионерского пребывания в Италии (1788-94) с целью совершенствования мастерства Мартынов возвратился в Россию. В качестве отчета он представил ряд итальянских пейзажей: "Понте-Лукано по дороге из Рима в Тиво-ли" (1794), "Пейзаж" (1790-е) и др.
АХ по достоинству оценила его талант, присудив в 1795 г. звание назначенного, через три месяца – академика, а в 1802 г. – советника АХ. Это позволило Мартынову получить почетные заказы двора и высокопоставленных вельмож. Так, вместе со своим учителем Сем. Ф. Щедриным он исполняет настенные картины и фресковые росписи для интерьеров Павловского дворца, пишет пейзажные панно во дворцах и усадьбах Гатчины и Царского Села. Однако это не помогло художнику войти в академическую среду, обеспечить себе относительно спокойное и почетное положение.
Постепенно Мартынов оставляет станковую живопись и отдает предпочтение графике. К этому его побуждали и многочисленные путешествия, в которых художник находил новые темы и образы для своих работ. В 1804 г. Мартынов "обозрел весь южный край России и снял со всех городов виды". А в 1805-м он в качестве главного художника Российского посольства, возглавляемого графом Ю. А. Головкиным, проделал долгий путь от Москвы до Урги (ныне Улан-Батор) – главного монгольского кочевья в Го-бийской степи. В результате был собран обширный натурный материал, позднее составивший основу ряда графических циклов ("Виды России и Монголии", серия акварелей, 23 листа, 1806-10; серия гравюр "Типы народов России и Монголии", 39 листов, 1808;альбом акварелей,29 листов, 1814-19, который, в свою очередь, явился оригиналом для изданного в 1819 г. альбома офортов "Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы", и др.). Летом 1810 г. Мартынов совершил новое путешествие, на этот р аз в свите императрицы Елизаветы Алексеевны, на Балтийск ое побережье. Так появилась серия гуашей "Пейзажи Прибалтики" (1810-е).
В это время у художника была уже довольно большая семья. Чтобы содержать ее, Мартынов поступил декоратором в Дирекцию императорских театров, где и проработал, воплощая чужие замыслы, тринадцать лет, до выхода в отставку в 1821 г.
Завершающий период творчества художника оказался очень продуктивным. Именно в 1820-е гг. были созданы лучшие графические серии, обеспечившие Мартынову посмертную славу и почетное место в истории русского искусства. Он великолепно владел техникой гравюры на металле, о чем свидетельствуют созданные им многочисленные работы ("Сатирические картинки На тему Отечественной войны 1812 года", 7 листов, 1812-13; серия гравюр "Виды дачи графа П. А. Строганова, Черной речки и Каменного острова", 10 листов, 1813-14; серия офортов "Русские народные типы", 30 листов, 1816; "Набережная Невы", 6 офортов, 1817, и др.).
Одним из первых среди русских художников Мартынов увлекается новым видом печатной графики – литографией, изобретенной в Германии в конце XVIII в. В 1820-х гг. у Мартынова уже была своя литографская мастерская. В марте 1821 г. газета "Кунст-Блат" ("Kunst-Blatt") сообщила о появлении литографированной серии "Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей" работы Мартынова. Подобное объявление напечатала газета "Русский инвалид" в августе 1822-го: "Известный художник <...> г. Мартынов извещает любителей, что у него находится собрание достопримечательнейших видов и прекраснейших зданий столицы. <...> Подобные собрания составил он также из рисунков Императорских дворцов и живописных видов Павловска, Гатчины, Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума и других местностей".
Эта серия, насчитывающая в полном объеме более 50 листов, принадлежит к высшим достижениям Мартынова. Она появилась в начале 1820-х гг., когда тема Петербурга отчетливо зазвучала в творчестве многих известных художников и поэтов. Мартынову близко романтическое видение, сближающее его искусство с творчеством Н. М. Карамзина, К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского. Прозрачные, легкие листы, оттиснутые слабым тоном литографской краски с мелкозернистого камня, выделяются среди работ других художников. Мартынову удалось почти невозможное – найти индивидуальный изобразительный язык, создать в литографии свой стиль. Работы отличает также безукоризненная авторская раскраска акварелью или печать коричневым тоном.
Кроме знаменитой "петербургской" серии Мартынов налитографировал еще несколько: "Собрание русских костюмов" (1821- 22), "Новое собрание русских костюмов", 17 листов (1822), "Бал в Иркутске", 6 листов (1821-24), "Монгольские сюжеты. Из путешествия при Российском посольстве в Китае", 20 листов (1822-24). Между тем здоровье художника, подорванное интенсивным трудом, все ухудшалось. В июле 1824 г., по совету врачей, он уехал в Италию, где и окончил свои дни. http://www.artonline.ru/encyclopedia/394