Гурьянов Василий Павлович. Школа или худ. центр: Мстера.
Дерево, смешанная техника. 31 х 24.5 см.
Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия.
В иконе справа внизу на среднике авторская подпись с датой: «В. Гурьянов. 1912 г.». На обороте иконы чернильная печать (овал): «Художественно-иконописная мастерская Василия Павловича Гурьянова въ Москве».
Икона написана выдающимся мстерским иконописцем и реставратором рублевской «Троицы» Василием Павловичем Гурьяновым и представляет собой яркий пример церковной художественной культуры рубежа XIX и XX веков. В произведении налицо компромиссность изобразительного языка, созданного на основе как иконописных, так и иллюзионистических приемов. Гурьянов тонко моделирует лики, уделяя большое внимание глубоким теням, которые создают эффект натуралистической достоверности. С подчеркнутой аккуратностью он пишет пурпурную мантию с золотом, ярко-красный плащ, зеленое облачение. Позем в его интерпретации преобразован в своеобразный «кватрочентистский» пейзаж с пологими скалистыми горками, поросшими редкой растительностью. Сквозь тающую голубоватую дымку проступают городские стены, башни, храмы.
Явно заказная икона изображает новгородского святого, дворянина по происхождению Михаила Клопского (ум. в 1453 г.). Он прославился предсказанием гибели вольности Новгорода. День его памяти празднуется 24 января н. ст.