Школа или худ. центр: Палех.Дерево, темпера. 34 х 30 см.
Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия.
По степени близости к народной жизни Мирликийский святитель не имеет себе равных. Особая роль ему была уготована в России. Нравственный авторитет Николы Угодника пронизывает все стороны национального сознания. Почти стерлись реалии его далекой от России и еще более далекой во времени жизни — остался верный помощник, строгий страж православных устоев, заступник и чудотворец. Ему, как никому другому, «по четвергам и в каждую неделю положена особая служба наряду с апостолами», — свидетельствует И. П. Калинский в своем «Церковно-народном месяцеслове на Руси» (СПб., 1877). Он же писал: «Исстари ни одному угоднику в православной Руси не воздвигалось столько храмов и приделов» — «от Холмогоры до Колы тридцать три Николы».
Как бы ни отличались по таланту и мастерству многие иконописцы — изощренные царские мастера и народные умельцы, они всегда создавали легко узнаваемый образ Чудотворца. Он мог быть на иконах добрым и гневным, простодушным и грозным, защитником униженных — «отвратным» и философом, но всегда Никола оставался близким, родным каждому.
В палехской иконе Никола предстает полным суровой сдержанности. Покрытый густой сетью морщин лик строго вглядывается в молящегося. В тонком декоре облачения особо выделяется омофор. Художник пишет изящные спирали зеленоватых акантов, расчлененных крестами, словно вспоминая о мастерской лепнине на плафонах ампирных дворцов.