Дерево, масло, серебро, чеканка. Клейма: «176?», остальные не читаются.
32 х 26 см.
Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия.
Тема покровительства и помощи Богоматери всем страждущим получила наиболее полное воплощение в этом иконографическом типе. К концу XVII в. он существовал в двух вариантах. Более распространенным стал тот, в котором Богоматерь с Младенцем на руках молится за предстоящих Ей больных, увечных, чудесно спасенных от гибели в морской пучине и от рук жестоких разбойников. Материнскому состраданию ко всем ищущим небесной защиты соучаствует сонм ангелов.
Публикуемая икона имеет ряд интересных отличий от установившейся схемы. Главное из них — отсутствие Младенца Христа на руках Марии. Она держит широкое покрывало, неотъемлемый атрибут иконы Покрова. Художник соединил два сходных по содержанию иконографических типа, создав по существу новый изобразительный канон. Подобное размывание иконографических традиций стало обычным явлением в XVIII и XIX вв.
Серебряный оклад полностью повторяет композицию иконы. Живописный характер изображения целиком перенесен в чеканку. Отсутствие традиционных полей на окладе восполняет декор из элементов в стиле рококо.