Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Воскресение Христово с избранными святыми


Загрузить в полном масштабе 1000x1222, 354k

Икона
Воскресение Христово с избранными святыми  [1750-1800]

Изображение воспроизводится по изданию: Красилин М.М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. М., 1996.
© Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР), 1996

Дерево, темпера.
30 х 24 см.

Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия.

Один из излюбленных приемов средневековой иконописи — многорядность — связан в какой-то степени с месячными иконами (минеями). Он сохранил свое значение и в более позднее время. В данном случае произвольное, казалось бы, соединение изображенных святых и евангельских сцен в несколько рядов имеет глубокое значение, свою упорядоченность: это, скорее всего, память семейных праздников, именин, важных дат.

Воскресение Христово — Сошествие во ад, фланкированное самыми почитаемыми в народе образами Богоматери Казанской и Николы, несет на себе основную смысловую нагрузку. Святые и две «сцены» (чудо св. Дмитрия Солунского, св. Никита-воин в темнице с бесом) в последующих двух рядах явно носят охранительный характер. Эта иконографическая схема оказалась очень устойчивой в народном иконописании. Сохранившиеся подобные иконы XVIII–XIX вв. свидетельствуют о связи практических народных интересов с устойчивостью почитания святых — охранителей крестьянской жизни.

Эскизный стиль иконы близок традиционным примитивам Русского Севера. Запоздалые отзвуки художественного языка XVIII в. заявляют о себе в «улыбчивом» облике Богоматери и ярком, полном контрастов колорите.

http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=&mst_id=2380&top_id=