Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Медный змий


Загрузить в полном масштабе 1000x665, 146k

Федор Антонович Бруни
Медный змий  [1841]

Холст, масло. 565 х 852
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В основе картины «Медный змий» лежит ветхозаветный сюжет — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. После того как иудеи усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, Бог послал на них дождь из ядовитых змей. От укусов умерло множество сынов Израилевых, и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.

Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. В специальном послании государю Николаю I живописец объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Конечно, это была своего рода уловка: в Италии можно было найти итальянский пленэр и итальянские типы, но не иудейские.

В 1841 году «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни.

Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Здесь нет главного героя — передний план заполонила толпа, охваченная страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой».

Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Тонко сближенная гамма холодно-голубых, тускло-зеленых, серо-коричневых тонов придает единство метущимся фигурам.

Библейский сюжет не получил у художника однозначного толкования. В изображении страдания народа можно видеть одновременно и осуждение жестокости библейского бога и неприятие народного бунта. Можно понять, что сам художник видел выход только в покорности Божественной воле.

«Медный змий» был приобретен государем императором для эрмитажного собрания, а в 1897 году — передан в Русский музей.

В 2003 году завершилась многолетняя реставрация знаменитой картины. Она была очищена от семи слоев лака, из-за которого многие персонажи были едва различимы, а само полотно приобрело ржаво-коричневый колорит. Выяснилось, что зеленые одежды персонажей на самом деле голубые. А на заднем плане обнаружилось ранее скрытое изображение шалаша — скинии, в которой древние иудеи хранили Ковчег Завета.
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=18806

С февраля 2000 года по декабрь 2002 года реставраторами Русского музея была проведена беспрецедентная работа с грандиозным полотном Ф.Бруни 'Медный змий' (565 х 850).

Почти 200-летнее бытование произведения внесло изменения в его первоначальный облик: обветшал холст, потемнел лак, колорит утратил яркость и чистоту. Задачей проводившейся реставрации было укрепление холста и красочного слоя, очистка его от разновременных внедрений. Результаты этой работы позволили максимально приблизить картину к колористическому замыслу художника.
http://www.rusmuseum.ru/ru/exhibitions/?id=220&i=4&year=2003