Иконописная мастерская Троице-Сергиевой лавры.
Дерево, масло, металл, чеканка, резьба. 22.6 x 18.5 см.
Икона точно воспроизводит иконографию и декоративное убранство чудотворного образа работы преподобного Андрея Рублева. Его знаменитый оклад (XVI–XVIII вв.) является самостоятельным произведением лучших русских серебряных и золотых дел мастеров, выдающимся памятником декоративно-прикладного искусства. В XIX в. иконописная мастерская Троице-Сергиевой лавры, руководимая Иваном Матвеевичем Малышевым, начала массовый выпуск икон, воспроизводящих чтимые образы. На них живописными средствами воссоздавались фактура и убранство древних памятников.
Ценность настоящей иконы заключается в мастерском репродуцировании шедевра древних ювелиров в материале. Чеканщик переносит все мельчайшие подробности роскошного оклада на позолоченную поверхность металлического листа. Венцы с коронами, цаты, украшенные драгоценными камнями, гравированные с чернением дробницы со святыми на полях, богатый барочный орнамент переданы с удивительно бережным отношением к первоисточнику.
На нижнем торце оклада помещена резная надпись: «Икона Пресвятыя Троицы Чудотворная, местная въ Троицкомъ соборе № 3. Золотой окладъ с камнями и на среднемъ лице Панагия. Вкладъ царя Бориса Феодоровича Годунова 1600 г. Три цеты золотыя. Приложены царем Михаиломъ Феодоровичемъ Романовымъ. 1626 г.»
Живописное изображение на дереве выполнено маслом «под оклад» в академической манере, свойственной «синодальному периоду».
День Святой Троицы празднуется через семь недель по Пасхе.
[Красилин 1996] Красилин М.М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. М., 1996, стр. 123, илл. 35
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=&mst_id=2381&top_id=
|
|