Холст, уголь, темпера. 147x233 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Из монографии Е.П.Рачеевой (2005).
Апофеозом нового стиля Серова с предельной стилизацией образа стал знаменитый портрет Иды Рубинштейн, вызвавший большой скандал в обществе. Танцовщица поразила художника, когда он увидел ее на сцене. Она исполняла утонченные, темпераментные танцы Востока. Внешность ее была необыкновенна. "Овал лица, как бы начертанный без единой помарки, счастливым росчерком чьего-то легкого пера, благородная кость носа. И лицо милое, матовое, без румянца, с кипой черных кудрей позади. Современная фигура, а лицо – некоей древней эпохи", – так описала балерину Симонович-Ефимова. Серов увидел в Рубинштейн благодатный материал для острой характеристики, для образа, вырванного из реальной жизненной среды. Не будучи натурщицей, знаменитая танцовщица, которую знали все и принимали в обществе, позировала обнаженной, а в начале XX века это шокировало публику.
Весной 1911 года Серов впервые показал картину на Международной художественной выставке в Риме. Его тут же обвинили в модернизме. Репин пришел в отчаяние от работы своего бывшего ученика. Но все же портрет был куплен директором Русского музея графом Д. И. Толстым. В художественных кругах стали раздаваться рассерженные голоса, требовавшие удалить портрет из музея. Но Толстой считал его шедевром, и он остался в собрании.
Работая над портретом балерины, Серов не стремился воссоздать ее реальный образ. Напротив, ситуация диктовала другие правила игры. Дистанция между моделью и образом была предельно далека. Используя человеческие качества и внешность Иды, он шел по пути стилизации натуры, создающей ощущение сложности характера. Серов соединял реальное и условное, что вообще было характерно для модерна. Одновременно его картина оставалась портретом с конкретными чертами личности: узнаваемы манера поведения, внешний облик, характер, пластика актрисы. Наделенная экстравагантностью и острой выразительностью, балерина на серовском портрете выглядит вызывающей и одновременно великолепной. Но есть здесь и другое – облик Иды Рубинштейн дышит тонкой и грустной лирикой, о чем писала Анна Ахматова: "Смотри, ей весело грустить, такой нарядно-обнаженной..." Художник воспроизводит фигуру танцовщицы в сложном повороте гнутыми линиями, предельно заостряя ее контур. Сама композиция, отвечающая требованиям модерна, не выявляет пространство, в котором изображена балерина. Оттого возникает ощущение, что она не сидит, а распластана, прижата к стене.
www.art-catalog.ru
|
|