Автопортрет. 1920 (?)
Холст, масло. 66,7x64,2 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Фешин Николай Иванович (26 ноября 1881 Казань 5 октября 1955 Санта-Моника близ Лос-Анджелеса).
Русский художник, мастер живописи и графики, представитель импрессионизма и модерна. Портретист, жанрист, автор пейзажей, натюрмортов. Работал в театрально-декорационном и декоративно-прикладном искусстве. Педагог. Фешин пробовал себя в разных жанрах живописи, но более всего известен как портретист. Представитель импрессионизма и модерна.
Родился в Казани 26 ноября (8 декабря) 1881 в семье владельца позолотно-столярной мастерской. Учился в Казанской художественной школе (1895-1900), а затем в петербургской Академии художеств (мастерская И.Е.Репина), которую окончил в 1909. Был членом "Товарищества передвижников". С 1909 жил в Казани и преподавал в местной художественной школе.
Выдвинулся как автор динамичных по живописной лепке, красочных картин, посвященных быту народов Поволжья ("Капустница", 1909, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург; "Черемисская свадьба", 1908, Институт Карнеги, Питтсбург; "Обливание", 1911, Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань). Импрессионистический раздельный мазок в его полотнах укрупнился, соединившись с масштабной ритмикой модерна, порой – с элементами протоэкспрессионизма ("Бойня", 1910-е годы). Писал и портреты, проникновенно соединяющие острую экспрессию с живописностью ("Варя Адоратская", 1914; "Отец художника", 1918).
Получив предложение преподавать в Нью-Йорке, уехал в США (1923). Жил в Нью-Йорке, а с 1927 – в Таосе (шт. Нью-Мексико), где выстроил по собственному проекту дом-студию, украсив его "неофольклорной" резьбой. В конце 1930-х годов путешествовал по Мексике и Японии, побывал на о.Ява. В поздний период переселился в район Лос-Анджелеса. Плодотворно работал в разных жанрах, оставив большой цикл ярких этнографических зарисовок, которые часто переводил в литографию. Имел сенсационный успех как светский портретист. Однако эти элегантные работы существовали как бы на обочине большого искусства, представляя цветистые наборы салонных комплиментов. Более серьезен и драматичен в образах людей искусства (портреты Д.Д.Бурлюка и его жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США).
Умер Фешин в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955. В 1981 в его доме в Таосе был основан Институт Фешина – с музеем и образовательным центром.
www.art-catalog.ru