Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

1919 год. Тревога


Загрузить в полном масштабе 801x1000, 190k

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
1919 год. Тревога  [1934]

Холст, масло. 169x138 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Из монографии В.Леняшина
"Тревога" (1934) – воспоминание о поре, когда мир представлялся не только яростным, но и прекрасным, – о ней напоминает октябрьский номер "Красной газеты" за 1919 год. О поре написания картины напоминают часы, показывающие девять часов тридцать четыре минуты – 1934 год. Художник видел: "Та страна, что могла быть раем, стала логовищем огня", – но стоически принимал это как неизбежное испытание. Ничего не разглядеть в окне, которое у Петрова-Водкина всегда было окном в мир, способом объединения внешнего и внутреннего пространства: "вселенная – место глухое". Большое время остановилось. Пространство замкнулось.

Из монографии В.Костина
После того как удалось притушить болезнь легких, Кузьма Сергеевич, начиная с 1934 года, снова принялся за работу, и в первую очередь за новые историко-революционные композиции, которые он считал главнейшими в своем творчестве. На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны, когда во многих городах власть переходила из рук в руки и горожане, особенно рабочие, обычно по ночам ожидая внезапного налета белых банд, бдительно следили за тишиной в городе. Взяв за основу свой ранний рисунок 20-х годов, воскрешающий эти тревожные ночи, художник сделал еще несколько эскизов, пока, наконец, не нашел наиболее верное решение картины "1919 год. Тревога" (1934). Оно заключалось прежде всего в образно-колористическом звучании.

Светло-розовые и голубые цвета в комнате создают ощущение уюта и скромного человеческого счастья. Но в эту атмосферу покоя, как набат, врывается напряженный темно-синий цвет ночи в окне, и именно такой разительный контраст вызывает ощущение тревоги. Это же ощущение, конечно, вызывают и настороженная поза мужчины, вглядывающегося в окно, и испуганный жест женщины, прижимающей к себе девочку. Если в некоторых прежних картинах система трехцветия выполняла в значительной мере задачи гармонизации колорита, то в композиции "1919 год. Тревога" трехцветие уже полностью служит смыслу произведения.

www.art-catalog.ru