Но теперь здесь, на холме, когда я падал наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал... я увидел землю как планету. Обрадованный новым космическим открытием, я стал повторять опыт боковыми движениями головы и варьировать приемы. Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью, – я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме. Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене.
Петров-Водкин К.С.
Русский художник, теоретик искусства и писатель. Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (1895-1897), Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895-1897), Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов, студии А.Ашбе в Мюнхене и частные академии Парижа. В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Был членом объединений "Мир искусства" и "Четыре искусства". Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине.
Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна ("Сон", 1911; "Играющие мальчики", 1911). Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно "Купание красного коня" (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. Так же воспринимаются картины "Мать" (1913) и "Девушки на Волге" (1915). В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче и др.) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер "церковного модерна". Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции ("1918 год в Петрограде").
В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип "сферической перспективы", который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение "земли как планеты". По-своему "планетарны", монументально-значительны даже его натюрморты ("Селедка", 1918), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени ("Автопортрет", 1918; "А.А.Ахматова", 1922). Искренний "попутчик" революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны ("После боя", 1923; "Смерть комиссара", 1928). Но картина "1919 год. Тревога" (1934), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского "большого террора" с его ночными арестами.
Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его "Хлыновск" (1930) и "Пространство Эвклида" (1933) – своего рода "вымышленные автобиографии", где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров. Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910-1915) и Академии художеств (1918-1933).
Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939.
www.art-catalog.ru