Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Мещерский, Арсений Иванович


Мещерский, Арсений Иванович

Все попытки проследить хотя бы основные этапы жизни этого художника наталкиваются на отсутствие каких-либо конкретных биографических сведений.
Доподлинно известно лишь то, что Арсений Иванович Мещерский родился в 1834 году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. О родителях художника данных не сохранилось, однако существует версия, будто он, так или иначе, принадлежал знатному роду князей Мещерских.
Повзрослев, Арсений Мещерский станет много ездить по России, постоянно выбираться за ее пределы. Он посетит Кавказ, Крым, Италию, Финляндию, Швейцарию...
Юный живописец понимает, что путь к профессиональным занятиям живописью долог и тернист. Он уже осознает, что нужны знания, позволяющие понять веками выработанные другими мастерами традиционные приемы воплощения творческого замысла. Поэтому еще задолго до появления на пороге Императорской Академии художеств в Петербурге он пытается разобраться в технике живописи, учится выстраивать композицию картины, осознанно использовать колорит... Он уделяет много времени и сил рисунку.
В юности Арсений Иванович с большой пользой для себя штудировал труды Иоганна Даниила Прейслера (1666-1737) – "Методику или теорию рисования", "Правила рисования цветов" и некоторые другие работы известного педагога.
Еще учась в гимназии, Мещерский узнает о разнообразных рисовальных техниках. Спустя почти полвека, как он взял в руки кисть, в 1898 году, его сепию "Пинии" (1891) наряду с другими его же картинами приобретет только что открывшийся Русский музей императора Александра III. А на выставке в Гельсингфорсе, проводимой в 1893 году Обществом русских акварелистов, работы Арсения Мещерского, с большим мастерством выполненные средствами монохромной живописи, будут признаны одними из лучших.
Арсений Иванович не без оснований считал себя в первую очередь "рисовальщиком" природы и не понимал тех собратьев по цеху, которые не уделяли рисунку должного внимания. Совершенное владение техникой рисунка прослеживается во всех работах Мещерского.
Нет сомнений в том, что Арсений Иванович Мещерский, стремясь стать профессиональным живописцем, изначально прикладывал для этого немало усилий. После нескольких лет самостоятельных занятий живописью он стал подумывать о систематическом обучении. Для этого следовало поступить в Императорскую Академию художеств.
Итак, в 1854 году, в двадцатилетнем возрасте, уже имея основательную художественную подготовку, Арсений Мещерский был зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств. Учителями Мещерского стали Ф. Бруни, Т. Нефф, С. Воробьев.
А Мещерский к тому времени и не был таким уж дебютантом, поскольку в следующем году уже участвовал в академической выставке. Представленные на ней два его пейзажа "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Вид Петропавловской крепости" принесли художнику вторую серебряную медаль.
Возможно, именно голландец Рейсдал с его уверенной правдивой кистью заметно повлиял на сложившуюся творческую манеру Мещерского, обозначаемую как академический романтизм, подвигнув его к более реалистическому взгляду на мир.
Созданное через много лет полотно Мещерского "Дарьяльское ущелье" все еще хранило на себе печать классицизма с его неизменным идеалом облагороженной природы, четкой композиции, рациональным эффектом освещения. Но в ней уже явно присутствовали и черты, свойственные эпохе романтизма, благоговеющей перед дикими уголками природы: мрачными ущельями, суровыми скалами, бурлящими горными потоками и колдовскими лесными чащами.
Пейзаж романтический более условный в трактовке мотива, более избирательный в выборе сюжета. Он отвергает голое и точное воспроизведение окружающего мира. Его задача – везде, даже в самом неприглядном захолустье, выявлять скрытую от торопливого поверхностного взгляда красоту и через нее благотворно влиять на эстетическую природу человека.
Многие из произведений, принадлежавших Академии художеств, пополнили затем фонды открывшегося в 1898 году Русского музея императора Александра III, а также других, широкоизвестных галерей. Среди этих картин оказались и два пейзажа А.И. Мещерского.
Один из них – "Нарвский рейд" (1890). Вторым пейзажем, отобранным для экспозиции Русского музея, был "Ледоход" (1869). Надо заметить, что тремя годами ранее "Ледохода", а именно в 1866 году, А.И. Мещерским был написан "Зимний вечер в Финляндии".
Итак, Мещерский, пребывая в стенах Академии, попасть в которую ранее так стремился, теперь не мог не чувствовать, что его мировосприятие часто не совпадает с тем, что декларируется преподавателями во время занятий. К тому же он не собирался становиться портретистом, осваивать исторический жанр или же посвящать себя религиозной тематике. Его страстью давно стал пейзаж.
В пользу того, что Мещерский пришел в Академию уже довольно зрелым мастером, свидетельствует и тот факт, что, учась в ней, он сам дает уроки начинающим художникам. Педагогической деятельностью Арсений Иванович Мещерский занимался практически всю свою жизнь. Разочаровавшись в академических учителях, Мещерский будет стремиться стать для учеников таким, каким хотел бы видеть своего творческого наставника. Хотя было бы несправедливо утверждать, что такого наставника не было у него вообще. Он был и при том сыграл немалую роль в жизни Мещерского. Это – швейцарский живописец и график, почетный вольный общник (член-корреспондент) Петербургской Академии художеств Александр Калам (1810-1864).
Отношение к нему тех, кто его знал, было неоднозначным. От экзальтированного восхищения до ниспровержения недавнего идеала. И, тем не менее, работы швейцарского художника закупались Академией, поскольку копирование его произведений было обязательным для всех учеников.
Александр Калам, в отличие от большинства своих коллег, был внимателен и чуток к ученикам, деликатно и доброжелательно обращал внимание на их промахи и откровенно радовался успехам своих подопечных. Он умел найти индивидуальный подход к каждому, что было невиданной роскошью по тем временам, особенно среди иностранных преподавателей.
Именно Александр Калам "влюбил" Мещерского в величественные горные пейзажи Швейцарии, романтически суровую природу Финляндии. Картина "Зима. Ледокол" будет признана одной из наиболее значительных в его творчестве. Во многом перекликается с ней более поздняя работа "Заготовка льда".
1857 год приносит Арсению Мещерскому новую удачу. За картину "Утро в окрестностях города Фридрихсгамена" Академия художеств награждает его первой серебряной медалью. Это большой успех молодого художника.
В этом же году Мещерский решает на время оставить занятия в Академии и на собственные средства, а по другим сведениям – на деньги своего высокопоставленного покровителя, отправляется для дальнейшего усовершенствования в живописи в Швейцарию.
Эта поездка стала для Мещерского поистине судьбоносной. В Женеве он много работает и спустя год, в 1858 году, просит Совет Академии разрешить ему писать за границей на вторую золотую медаль. У него уже готов небольшой эскиз сепией "Вид в Савойе", по которому он предполагает создать одноименную картину. Но ему было отказано в этом, так как в то время программы на медали, по академическим правилам, должны были писаться в Петербурге.
И все же за представленную на Академической выставке 1859 года исполненную в Швейцарии картину "Швейцарский вид (Льды в Ландеке)" Мещерский получает даже не вторую, а сразу же первую золотую медаль, звание классного художника и право на заграничное пенсионерство.
И вот летом 1860 года он отправляется в путь, мечтая окунуться в привычную для него атмосферу огромной мастерской в одном из старинных особняков на тихой женевской улочке. Довольно замкнутый по натуре, Арсений Иванович легко общается со своим учителем Александром Каламом, ставшим ему за это время душевно близким человеком.
Путь в Швейцарию лежит через многочисленные остановки в Одессе, Константинополе, городах Италии.
Из-за границы Арсений Иванович одну за другой отправляет новые картины. В 1860 году, едва успев приехать в Женеву, он пишет "Вид в Оберланде" и "Вид Женевы" которые тут же экспонируются на выставке в Академии. В 1861 году там же были показаны "Закат солнца" и "Вид на южном берегу Крыма". А в 1863 – пять швейцарских видов, "Буря в Альпах" и "Вид в Крыму".
В эти же годы Мещерский посещает Германию, не один день проводит в Дрезденской картинной галерее у полотен Рубенса, Вермера, Рейсдала, Рафаэля.
В 1864 году А.И. Мещерский возвращается в Россию и отныне живет в Петербурге, лишь время от времени совершая поездки в Финляндию, Прибалтику и на Кавказ. В этом же году он представляет на суд Совета Академии свои новые картины "Утро на южном берегу" и "Вид в окрестностях Луги". И вскоре "за отличные познания в художествах" получает звание академика пейзажной живописи.
1867 год знаменателен тем, что А.И. Мещерскому поручено сопровождать великого князя Алексея Александровича в его кругосветном путешествии.
В 1876 году за свое полотно "Вид у истоков Риона" Мещерский удостаивается звания профессора. Как обычно он много и плодотворно работает. Его пейзажи приобретаются для императорских дворцов, охотно раскупаются посетителями художественных салонов и выставок.
Арсений Иванович вновь посещает Феодосию, Керчь, Владикавказ, наведывается в Дарьяльское ущелье, Чечню. Там он пишет ряд картин, а также делает множество этюдов и дорожных зарисовок.
В конце 1870 – начале 1880-х годов Мещерский регулярно участвует в академических выставках в созданном при Академии Обществе выставок художественных произведений.
По свидетельству современников 1879 год чуть ли не стал роковым в судьбе художника. Как-то после одного из поздних визитов Мещерскому пришлось в непогоду по глухим улицам и переулкам окраины города возвращаться домой пешком. В результате такой вынужденной прогулки Мещерский сильно простудился и слег. Пневмония не отпускала его из своих тугих душных объятий почти два месяца. Болезнь изнурила тело, но укрепила дух и творческий потенциал художника. Одна за другой появляются новые работы, отмеченные обостренным восприятием окружающего мира, его величия и в то же время доверительной открытости человеческой душе.
Мещерский пишет ряд картин, воспевающих как скромную прелесть средней полосы России, так и знойную красоту средиземноморской природы. Это и "Южный пейзаж" (1880), и "Закат солнца в лесу" (1880), "У лесного озера" (1884) и "В кочках" (1889).
Еще одна организация, в деятельности которой принимал участие Арсений Иванович Мещерский, называлась Общество для вспомоществования сиротам и семействам художников, требующих призрения. Арсений Иванович Мещерский был также первым председателем и постоянным экспонентом Санкт-Петербургского общества художников. Кроме того, Мещерский был действительным членом Общества русских акварелистов и участвовал в проводимых им периодических выставках. И это еще не весь перечень обществ и других организаций, в которых состоял Арсений Иванович Мещерский, отдавая свое время и силы на благо развития русского искусства.
С успехом демонстрировались пейзажи Мещерского на Всемирных выставках, проходивших в Лондоне, Париже и Вене.
В 1883 году в Петербурге состоялась выставка произведений Арсения Мещерского и портретиста И.К. Макарова.
Мещерский дважды участвовал в выставках передвижников. Первый раз в 1884 году, затем – в 1885-м, когда на суд зрителей были выставлены два его пейзажа "Февральское утро" и "Утро в Малороссии".
Спустя пять лет, в 1900 году, его персональная выставка состоялась в Москве.
В 1886 году "за особые труды на художественном поприще" А.И. Мещерский был награжден орденом Анны третьей степени. В 1898-1899 годах он побывал в Турции, на Афоне и на некоторых островах Греческого архипелага, вновь посетил Италию и Швейцарию. Это была его последняя поездка.
Арсений Иванович Мещерский, отдавая предпочтение масляной живописи, тем не менее сделал множество сепий, в течение многих лет сотрудничая с журналами "Живописное обозрение" и "Гусляр". Его интересовала также техника гравюры.
В середине ноября 1902 года в суворинской газете "Новое время" среди многочисленной рекламы, появился некролог, сообщающий о том, что "13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга... Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы".
По материалам: Арсений Мещерский Т.Пономарева. Белый город. 2007
www.art-catalog.ru

Работы