Холст. 171,6 x 158 cм.
Картина Ван Дейка «Св. Мартин и нищие» доныне висит над главным алтарем церкви в Завентеме, для которой была заказана владельцем местного замка. Согласно давней традиции это полотно, равно как написанное для этой же церкви и погибшее «Св. семейство», было создано в те немногие месяцы 1621 г., которые Ван Дейк провел во Фландрии между возвращением из Англии и отъездом в Италию. Здесь тоже отчетливо заметно влияние Рубенса, причем не только в общей схеме, но и в отдельных фигурах, например, в мускулистых нищих (уцелели превосходные рисунки графитом, сделанные в мастерской с натурщиков). Композиция гораздо более удачна, нежели в «Несении креста»: Ван Дейк не поддался соблазну перегрузить картину фигурами. Особенно изящна линия, образуемая св. Мартином и его скакуном. Положение коня и поза всадника заимствованы Ван Дейком у одной из фигур с гравюры на дереве Доменико делле Греке по рисунку Тициана «Переход через Черное море». Ван Дейк вполне мог видеть оттиск с этой гравюры в собрании Рубенса. Рисунок этого участка большой многолистовой гравюры он сделал в своем итальянском альбоме (ныне в Британском музее), из чего с большей вероятностью следует, что альбом начат был еще в Антверпене до отъезда на Юг. Художник написал и второй вариант «Св. Мартина» (ныне в Королевском собрании в Виндзорском замке). Неоднократное повторение наиболее важных работ — характерная черта творчества Ван Дейка в эти годы и красноречивое подтверждение огромного спроса на его полотна. К некоторым сюжетам он, словно одержимый ими, возвращался особенно часто.
|
|