Балет П.И.Чайковского "Щелкунчик"
Холст, масло. 105x85 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Характерно, что художница не писала сцены балетного действа, как иногда Э. Дега или К. А. Сомов, моменты разучивания танца и отдельных па, как Дега, мизансцены с фигурами стоящих или сидящих балерин в пачках, как тот же Дега. Ее картины посвящены жизни примерочных и балетных уборных в относительно спокойные минуты, предшествующие спектаклю, когда актрисы кордебалета одеваются, гримируются, тихо переговариваясь, или повторяют «па». Редко она изображает группы танцовщиц у кулис, ждущих своей очереди выхода на сцену. Ее волнует сама атмосфера возникновения праздника, когда уходит будничность, а молоденькие актрисы внутренне и с помощью костюма, грима постепенно преображаются в сценические образы лебедей, снежинок, сильфид... Так появились композиции, посвященные отдельным спектаклям с участием балерин разных возрастных групп: «В балетной уборной ("Большие балерины". Балет Ц. Пуни "Дочь Фараона")» (1922), «Балетная уборная. Снежинки (Балет П. И. Чайковского "Щелкунчик")» (1923), «Снежинки (Балет П. И. Чайковского "Щелкунчик")» (1923), «В балетной уборной (Балет П.И. Чайковского "Лебединое озеро")» (1924), «Балетная уборная (Балет П. И. Чайковского "Лебединое зеро")» (1924), «Девочки-сильфиды (Балет "Шопениана")» (1924). Лишь однажды было изображено полупустое пространство гримерной — «В балетной уборной» (1922—1924).
В картинах отсутствует завязка; они построены на гармонии цвета и юной пластики балерин. При близости Дега и Серебряковой, с их влюбленностью в форму, мотив «голубых танцовщиц» дает возможность почувствовать различие двух мастеров. Французского импрессиониста прежде всего волнует красота форм человеческих тел и их пластическое взаимодействие в танце («Голубые танцовщицы», ок. 1899), а русскую художницу из рода Бенуа – сама насыщенная, суггестивная атмосфера театрального спектакля («Голубые балерины», 1922). Серебрякова мастерски извлекает все возможности из любимых масляных красок и пастели. Последняя позволяет ей «разыгрывать» тонкие цветовые гармонии, передавать «сгущенный» воздух театра — «Снежинки (Балет П. И. Чайковского "Щелкунчик")» (1923).
В работах маслом она сосредотачивается на пластической красоте совершенных форм юных балерин («Балетная уборная. Снежинки (Балет П. И. Чайковского "Щелкунчик")»). Как правило, свои зарисовки художница делала в театральных уборных в два дня балетных спектаклей в Академическом театре оперы и балета, а затем в мастерской работала над композициями, часто на себе проверяя позы своих героинь.
www.art-catalog.ru
|
|