Холст на картоне, масло. 75x65 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из монографии В.Ф.Круглова (2004)
В 1909 году создан автопортрет "За туалетом", сделавший художницу известной. Написанный масляными красками на холсте, он был своего рода подведением итогов периода ученичества, опытом создания значительного произведения в духе классики – с подготовительным этюдом и многосеансным позированием самой себе. Полотно создано в зимние солнечные дни на хуторе Серебряковых в Нескучном, где она жила с детьми, поджидая мужа, застрявшего на изыскательских работах в Сибири. В этюде "За туалетом. Автопортрет" (1909) уже найдены пропорции будущего портрета и его композиция. Критиков и утонченных любителей живописи "серебряного века" в картине восхитили не только высокое мастерство и совершенство формы, но, прежде всего – остроумие замысла. В нем ощутим живой отзвук, без намека на стилизацию, "домашнего" романтизма начала XIX столетия – многочисленных автопортретов и жанров "в комнатах", с любовью их авторов к видимому миру, к изображению отражений в зеркалах и гладких поверхностях. Мотив отражения навевает воспоминания о ранее приписывавшемся Г. В. Сороке холсте "Отражение в зеркале" и полотне К.А. Сомова "Дама у зеркала" (1898), но Серебрякова создала нечто свое, оригинальное. Слева рама зеркала и часть свечи отмечают реальный первый план картины. Все остальное изображенное – фигура и комната в глубине, две свечи, флаконы, коробочки, салфетки, бусы и шпильки на столике – отражение в зеркале. Возможно, впервые после начала XIX века автор так "откровенно" изображал себя, не заботясь о "гражданственном начале". В этом рассматривании и демонстрировании себя отразилась вся чистота и очаровательная наивность художницы. Мы видим молодую женщину, которая, на минуту забыв каждодневное одиночество без мужа и близких, заботы о двух детях, любуется красотой своего молодого тела и лица, грацией свободного движения рук, поэзией небогатого, но уютного быта. Если фигура написана объемно, общо и "крупно", то предметы на первом плане и вдали – более декоративно, в стилистике модерна. Интерьер уменьшен в масштабе по отношению к фигуре, "укрупняя" ее. Строгая по форме, классически ясная картина полна жизни. В ней мастерски написано лицо с сияющими карими глазами, с неуловимым движением бровей и улыбающихся губ; фигура в сложном "винтообразном" повороте, прекрасно схвачен жест рук. В холсте отразилось свойственное Серебряковой в те годы переживание счастья и полноты жизни. Счастье светится в глазах и в милом лице, разлито во всем окружающем – в мерцании простеньких драгоценностей на крышке туалетного столика, в сияющем светом и стерильной белизной скромном интерьере "хуторской" комнаты с полотенцем на стене, с кувшином и тазиком на столе. Комната кажется несоразмерно малой по сравнению с фигурой, и этот эффект усиливает ощущение уютности целого.
"За туалетом" – по праву одна из самых знаменитых картин русской школы живописи и одна из немногих работ художницы, о которых есть ее воспоминания. Портрет упоминался в переписке современников и в откликах прессы. Он имеет богатую библиографию.
www.art-catalog.ru
|
|