Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Стригуны на водопое. Домотканово


Загрузить в полном масштабе 1000x590, 87k

Валентин Александрович Серов
Стригуны на водопое. Домотканово  [1904]

Бумага на картоне, пастель. 40x63.8 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из монографии И.Э.Грабаря
В начале октября 1903 года Серов уехал на сеанс в Архангельское, где писал портрет Ф. Ф. Юсупова. Проезжая по Мясницкой, он почувствовал такие жестокие боли в желудке, что решил заехать в Училище живописи и ваяния к кому-нибудь из друзей, но подняться по лестнице не был в силах и упал без сознания. Его перенесли в квартиру директора училища князя А. Е. Львова, где он пролежал полтора месяца. Консультацией врачей было установлено наличие опасной язвы в желудке и признано необходимым подвергнуть больного серьезной операции. В середине ноября его перевезли в лечебницу князя Чегодаева в Трубниковском переулке, где и была произведена операция. Серов оставался здесь почти всю зиму и был привезен домой только в конце января 1904 года. Болезнь долго давала себя знать: Серову были запрещены резкие движения, всякие игры на воздухе и рекомендована осторожность в выборе еды. Сначала он следовал этим советам, но вскоре о них забыл, и есть основания предполагать, что сердечные припадки, из которых последний стоил ему жизни, были в некоторой связи с роковой операцией, произведенной восемью годами раньше.

Серову очень хотелось уехать в Домотканово, и в начале февраля 1904 года врачи разрешили ему отъезд туда. Здесь он в начале марта написал снова одно из своих выдающихся произведений из деревенской жизни – пастель «Стригуны на водопое». Из желоба возле сарая пьют воду три молодые лошади того возраста, когда они уже не жеребята, но еще и не взрослые лошади. Их деревенское наименование – «стригуны». Двое из них уткнулись мордами в желоб, третий, насторожившись от донесшегося издали звука, обернул голову в его сторону и ржет. Неуклюжие повадки и движения стригунов переданы с бесподобным совершенством. Хорошо композиционное построение, и прекрасно выражено общее цветовое состояние, силуэты лошадей, исхоженный снег и тоскливое мартовское вечернее небо с вырисовывающимся на его фоне силуэтом уходящей вдаль женщины.

В позднейшие годы Серов, несмотря на вечную занятость заказами и связанность с городом, не раз возвращался к деревенским мотивам.
www.art-catalog.ru