Вариант картины "Тихая обитель"
Холст, масло. 87x107,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
С.Сандомирский
Даю описания В.Лося, потому что это разумные речения. Хотя он не доходит до сути куртин, но он пытается это сделать, поэтому он для меня собеседник.
"Красотой природы, торжественно-величавой, вызывающей восторженные, граничащие с благоговением чувства, захватывает картина "Вечерний звон". Величественен пламенеющий на солнце белокаменный монастырь, утопающий в густой роще, почти ощутим плывущий в теплом воздухе мелодичный перезвон его колоколов. Природа пронизана умиротворяющим душу безмятежным спокойствием".
Можно добавить четкие контуры и детали освещенных заходящим солнцем монастырских сооружений, звуки колоколов, плывущие над рекой и далеко дальше по низкому берегу. Красноватый отсвет на деревьях монастыря и дальних деревьях за рекой. Легкие желтоватые и лиловые облачка, нежно-желтоватая даль неба. Неподвижная река, отчетливые отражения в ней белых построек монастыря, голубого и розового неба, темных деревьев слева. Два монаха, идущих дальним берегом и тихо беседующих, длинная лодка с катающимися в ней, неподвижная фигура рыбака в лодке и пустая лодка рядом.
И все же на картине вечер, конец уже прожитого дня и своеобразный звон, свойственный именно вечерней службе. Окончание дня жизни и закат солнца не может не навевать некоторую печаль. И здесь предположения о цели художника поневоле связываются со стихотворением Томаса Мура "Вечерний звон" в незабвенном переводе И.И.Козлова (1827). Точно также, невозможно не связать любую картину на тему воза сена с "Возом сена" Босха. Или на тему вечерней молитвы с Анжелюсом ("Вечерней молитвой") Милле, а всех скорчившихся мальчиков с эрмитажным "Скорчившимся мальчиком" Микеланджело.
"Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он о юных днях в краю родном, где я любил, где отчий дом. И как я, с ним навек простясь, там слышал звон в последний раз!"
Этот куплет воспроизводит на картине монастырь под вечерним солнцем, небо и звон колоколов. Возникшие воспоминания воспроизводят отражения монастыря и неба в реке.
"Уже не зреть мне светлых дней весны обманчивой моей! И сколько нет теперь живых тогда веселых, молодых! И крепок их могильный сон; не слышен им вечерний звон".
Пору юности и товарищей певца на картине воспроизводит лодка с веселящейся молодежью, а уже умерших из них – мрачная поросль на низкой излучине реки слева.
"Лежать и мне в земле сырой! Напев унылый надо мной в долине ветер разнесет; другой певец по ней пройдет. И уж не я, а будет он в раздумье петь вечерний звон!"
Этот мотив воспроизводит ближний к нам берег реки. Заметьте, что он довольно темный, но не такой мрачный, как поросль в излучине реки. И здесь отсветы заходящего солнца, хотя и темно-багровые. Узенькая дорожка к маленькой пристани, похожей на катафалк. Здесь же и лодочник с запасной лодкой в ожидании печальный груз, чтобы перевезти на тот берег для отпевания.
Реальность умиротворяющего тихого вечера и щемящего звона колоколов, навеваемых им воспоминаний о невозвратимых светлых днях юности и надеждах. Унывный звон заставляет вспомнить умерших товарищей юных дней, и когда-нибудь о таком же звоне над собственной могилой певца. В этом, полагаю, суть переживаний художника.
www.art-catalog.ru
|
|