Куприн Александр Васильевич (1880-1960)
русский художник-живописец из круга «Бубнового валета».
Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье преподавателя уездного училища. Посещал студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902-1910) в Петербурге и К.Ф.Юона (1904-1906) в Москве, затем занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906-1910). В 1913-1914 посетил Италию и Францию. Испытал глубокое воздействие искусства П.Сезанна. Был членом объединений «Бубновый валет» (с 1910), «Московские живописцы» и «Общество московских художников».
«Сезаннизм», ставший направляющим творческим руслом всех типических «бубновалетцев», получил у Куприна наиболее четко определенное и в то же время наиболее умеренное выражение. Понимая мир как большой натюрморт, как сочетание ощутимо-материальных красочных фактур, он не обращался ни к радикальным формам авангарда — остановившись как бы на пороге кубизма, — ни к лубочно-фольклорному примитиву. В работах его раннего периода доминируют напряженные красочные контрасты, натура воспринимается как бы осязательно-предметно и в то же время достаточно отчужденно (Натюрморт с синим подносом, 1914; Завод, 1915; обе — в Третьяковской галерее; Натюрморт с воблой, 1918, Русский музей).
С годами в творчестве мастера верх берет задумчиво-созерцательное начало, композиции развертываются вдаль, краски смягчаются, сохраняя, однако, острую предметно-фактурную экспрессию. Среди поздних работ Куприна наиболее известны полные внутренней гармонии крымские пейзажи (Бахчисарай. Вечер. Река Чурук-Су, 1930; Беасальская долина, 1937; обе — в Третьяковской галерее), а также величавые, далекие от поверхностной «репортажности» индустриальные мотивы (Баку. Нефтяные промыслы Биби-Эйбат, 1931, там же). Активно работал как педагог: преподавал в Свободных художественных мастерских Москвы, Нижнего Новгорода и Сормово (1918-1922) и других училищах.
Умер Куприн в Москве 18 марта 1960.
Литература:
Кравченко К.С. А.В.Куприн. М., 1973;
А.В.Куприн (альбом). М., 1984;