Акварель,тушь, золото и серебро по бумаге. 8 х 14,2.
Государственный музей Востока. Москва
400 лет назад, 16 октября 1605 года (13 джумада II 1014 г.х.) в Агре умер падишах Акбар, фактически создавший государство, известное как империя Великих Моголов. Он вошел в историю человечества под именем Акбара Великого, ибо велики были дела его и след, оставленный им в умах и сердцах людей. Немного найдется в истории личностей, равных по масштабу падишаху Акбару. Провозглашенный падишахом в 13 лет, когда в Дели по трагической случайности погиб его отец, он получил власть лишь над районами Агры и Дели и частью Пенджаба. А его старший сын Салим, правивший под именем Джахангира, унаследовал страну с территорией от Гуджарата на западе до Бенгальского залива на востоке и от границ Тибета на севере до реки Годавари на юге.
Абу-л Музаффар Джалал-ад-дин Мухаммад Акбар родился в городе Амаркоте (совр. провинция Синд, Республика Пакистан) 15 октября 1542 года. По описанию Абу-л Фазла Аллами, историка и соратника Акбара, рождение его сопровождалось чудесными явлениями, что свидетельствовали о необыкновенном предназначении младенца. Долгожданный ребенок, он был очень дорог отцу, который проводил свою жизнь в боях и походах потакал сыну в его прихотях. Поэтому любознательный ребенок остался практически неграмотным (как об этом говорят легенды). Но несмотря на это, острый ум и прекрасная память помогли ему не только достаточно скоро взять бразды правления в свои руки, но и так организовать государственное управление, чтобы оно действовало как хорошо отлаженный механизм. Став зрелым правителем, он стремился реформировать экономическую жизнь Индии и строил города и великолепные дороги, связавшие в единое целое разные концы страны, как, например, знаменитая «шахская дорога» из Агры в Лахор, на всем протяжении которой деревья образовывали тенистую аллею с караван-сараями для путников. Это — один Акбар, мечтавший оставить после себя хорошо управляемое государство, в котором лишь немногое было изменено его потомками до установления в Индии британского владычества.
Но не менее важен и другой Акбар, настойчиво прилагавший усилиядля того, чтобы разрешить конфликт, раздиравший Индию, — противостояние людей, исповедующих ислам и исповедующих индуизм, — конфликт, разорвавший Индию на два государства, уносящий и в наши дни человеческие жизни. Акбар был первым мусульманским правителем, не только мужественно провозгласившим веротерпимость государственным принципом, но и попытавшимся провести религиозную реформу, создав единую для всех подданных «Божественную веру» — дин-и илахи.
Заботясь укреплении экономики государства, Акбар начал проводить налоговые реформы, попытался унифицировать денежное обращения, систему мер и весов. Все это, вместе с строительством благоустроенных дорог способствовало развитию торговли и экономики государства в целом. В тоже время при строительстве новых городов, таких как Фатехпур Сикри, складывался тот неповторимый стиль, получивший название могольского.
Время Акбара – это время становления могольской школы миниатюры. В придворных библиотеках – китабхана, и в библиотеках виднейших сановников переписывались и иллюстрировались тысячи книг. Только в личной библиотеке самого Акбара насчитывалось около 24000 томов.
Жизнь Акбара, наполненная битвами с непокорными, жаждущими собственных уделов, феодалами, заговорами и предательством близких людей, а в конце жизни — потерей двух сыновей и мятежом третьего, была подробно описана Абу-л Фазлом Аллами, другом и единомышленником Акбара, создавшим для этого целую архивную службу – Кануни нависи . И несомненно, книга Абу-л Фазла была одним из орудий в этой политической борьбе, причем, если сравнивать с артиллерией, орудием дальнобойным. «Акбар-наме» не традиционная придворная хроника, призванная восхвалить достоинства правителя и умалить его недостатки, а скорее ответ противникам реформ Акбара и разъяснение потомкам. Вчитайтесь во «Вступление» к «Акбар-наме» как в ответ противникам в полемике, и вы увидите за сложной и замысловатой фразеологией стремление ярко и эмоционально обосновать реформы Акбара как единственно возможный путь, предначертанный ему свыше. И становится понятным, что трудные для нашего восприятия, сложно построенные фразы — это обычный для того времени полемический прием, блестяще исполненный.
С.Н. Воробьёва
|
|