Холст, масло. 75,5x90,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Матвеев Андрей Матвеевич 1702-1739
Хотя картина написана уже после смерти Петра I, но в ней чувствуется дух петровского времени, новое понимание значения человеческой личности. Перед нами первый автопортрет в русской живописи. Молодое, смелое, полное жизни и энергично вылепленное лицо художника А. М. Матвеева (1701—1739 гг.), пионера нового искусства, убеждает нас в том, что такому человеку было под силу руководить огромными монументальными работами в растущей на берегах Невы столице. Образ жены художника отличается лиризмом и мягкостью.
В композиции есть некоторая искусственность, но она искупается непосредственностью, простотой и чувством собственного достоинства этих первых представителей новой русской интеллигенции.
Живопись Матвеева широка и свободна (надо, правда, иметь в виду, что портрет неокончен), теплый тон теней обеспечивает согласованность всего колористического решения.
Удивительно название картины Андрея Матвеева — "Автопортрет с женой Ириной Степановной". Не только любовь, но и глубокое уважение, преклонение читаются в его представлении по имени и отчеству своей молодой супруги. А может быть, это тонкий укор своим современникам, не сумевшим донести до нас не только большинство картин, но и отчество художника?
Посланный российским самодержцем Петром I в 1716 году едва ли не в детском возрасте обучаться художественному мастерству за границу, Андрей Матвеев пробыл в Голландии и Фландрии одиннадцать лет, получив полное западноевропейское образование. Вернувшись в Россию уже после смерти своего высочайшего благодетеля, А. Матвеев зачисляется в штат Канцелярии от строений (1727).
Начинается напряженная работа на благо русского искусства. Художник участвует в росписях соборов, церквей и царских дворцов, пишет замечательные портреты и аллегорические картины (Петра I, супругов И.А. и А.П. Голицыных, русского врача итальянского происхождения И.А. Анаретти, автопортрет с женой). Его талант, трудолюбие и, очевидно, прекрасные организаторские способности делают его первым из русских художников, возглавивших в 1730 году живописную команду Канцелярии от строений, ведавшей всеми значительными художественными работами в Петербурге. На этом ответственном посту он проработал до самой смерти. А смерть легко ранимого и ответственного за выполняемую работу А. Матвеева пришла в мистические 37 лет. Многого не дописал, не выполнил один из первых значительных русских живописцев.
|
|