Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова


Загрузить в полном масштабе 712x1000, 145k

Дмитрий Григорьевич Левицкий
Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова  [1769]

Холст, масло. 134x102 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
www.art-catalog.ru
Кокоринов Александр Филиппович – даровитый архитектор (1726 – 1772). Принят, в 1742 году, на службу в московское дворцовое ведомство "архитектурии учеником"; в 1754 году произведен в унтер-архитекторы и поступил в помощники к графу Растрелли . К этой поре относится сближение Кокоринова с И.И. Шуваловым , для которого он выстроил роскошный дом в Петрограде (нынешнее министерство юстиции). Шувалов, по учреждении Академии Художеств, сделал Кокоринова своим ближайшим сотрудником по ее устройству и управлению. В 1760 году Кокоринов назначен инспектором, затем директором академии, с почти неограниченной властью. Пользуясь доверием преемника Шувалова, Бецкого , Кокоринов завел порядок в классах академии и во всех частях ее хозяйства, снабдил ее пособиями, необходимыми для ее правильного развития, и возбудил интерес к ней не только в высшем кругу, но и в средних слоях русского общества. В 1764 году он приступил к сооружению здания академии по плану В. де ла-Мотта, при чем замысел некоторых частей составлен им лично. С 1769 года был ректором академии. Под влиянием поднявшихся против Кокоринова интриг, Бецкий перестал относиться к нему с прежним доверием и назначил несколько комиссий для проверки положения хозяйственных дел академии, в особенности же расходов по постройке академического здания. Ревизоры не нашли в распоряжениях Кокоринова ничего предосудительного или неправильного, кроме некоторой небрежности, с формальной стороны, в ведении счетов, но Кокоринов стал задумываться, заговариваться и в припадке меланхолии повесился на чердаке своего дома.

Ранние работы Кокоринова связаны с архитектурой барокко (дворец-усадьба К. Г. Разумовского в Петровском-Разумовском под Москвой, 1752 — 53). Поздние постройки характерны для раннего классицизма (дворец К. Г. Разумовского, 1762 — 66). В полной мере представления классицизма были воплощены им в здании петербургской Академии художеств (1764 — 88), в проектировании и строительстве которого Кокоринов (совместно с французским арх. Ж. Б. Валлен-Деламотом) принимал участие. Здание Академии художеств отличается рациональностью и геометрической сдержанностью декоративных приемов обработки фасадов и цельностью образа, поражающего одновременно внушительностью объемов и изысканностью воплощения.