Холст, масло. 222,6x166 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
www.art-catalog.ru
Владелец уральских заводов, баснословный богач Демидов был сложным и противоречивым человеком. Чудак и самодур, он в то же время считал себя последователем Руссо, зачитывался его Эмилем” и жертвовал огромные суммы на воспитание и образование молодого поколения. Этот портрет, в частности, написан для построенного на деньги Демидова воспитательного дома, который виден на заднем плане.
д. Г. Левицкий (1735 — 1822) с присущей ему проницательностью уловил своеобразие личности Демидова, парадоксальность натуры которого определила двойственный характер произведения. С одной стороны, это типичный для Х века парадный портрет, репрезентативный и театральный. Но обрюзгшая старческая фигура Демидова облачена в домашний халат, он опирается на простую садовую лейку, на столе рядом е каталогом растений лежат луковицы цветов. Торжественный жест руки указывает на горшки с цветами, а во взгляде усталых глаз и в слабой улыбке запавших губ явственно проступает горечь. Так парадный портрет у Левицкого приобретает психологическую глубину и интимность.
Поступил из Государственного Русского музея в 1930 году; до того был в собрании Коммерческого училища в Петербурге в 1917 году.
|
|