Михаил Константинович Клодт (барон Клодт фон Юргенсбург) – выдающийся русский художник-пейзажист второй половины XIX века. Он был одним из первых российских художников, объединивших жанровую картину с эпическим пейзажем.
Михаил Константинович Клодт появился на свет в Петербурге 30 декабря 1832 года (11 января 1833 года). Родился он в художественно одаренной семье: его отец, Константин Карлович Клодт, занимался гравюрой по дереву; дядя, Петр Карлович Клодт, был одним из лучших скульпторов.
В раннем детстве Михаил Константинович чуждался сверстников, был молчалив и нелюдим. Когда мальчик подрос, его определили на обучение в Горный кадетский корпус. Но Михаил плохо посещал занятия, да и учеба давалась ему с трудом. Единственный, кто в училище не мог нарадоваться на юного Мишу Клодта, был Иван Трофимович Хруцкий. Именно И.Т. Хруцкий, встретившись с Константином Карловичем, со всей определенностью заявил ему, что его сын Михаил – прирожденный художник. И вот, восемнадцати лет от роду, Михаил Клодт в 1851 году поступил в Академию художеств, в класс профессора М.Н. Воробьева, преподававшего ландшафтную живопись.
В Академии художеств Клодт проучился с 1851 по 1858 год. Занимался он весьма усердно. В 1853 году его старания приносят первые плоды: за одну из своих ученических работ Михаил Константинович удостаивается серебряной медали второй степени и становится стипендиатом Общества поощрения художников. А еще через год молодой художник награждается Академией золотой медалью второй степени за картину "Вид на острове Валаам". Картина была выставлена на академической выставке 1857 года и имела там большой успех. И, наконец, в 1858 году М.К. Клодт за картину "Вид в имении Загезаль близ Риги" награждается большой золотой медалью первой степени и правом на заграничную командировку сроком на три года.
В мае 1858 года художник-медалист в качестве пенсионера Академии отправляется в Швейцарию – "для совершенствования живописного мастерства". Приехав в Швейцарию, Михаил Константинович поселился в небольшой гостинице на берегу Женевского озера с намерением работать, работать и работать...
Но вместо плодотворной работы у Клодта начинается самая настоящая хандра. Швейцарская природа явно не "зажгла" Михаила Константиновича. Михаил Константинович решает ехать в Париж, надеясь, что мировая столица искусств его взбодрит и вдохновит. Но, увы, не произвели на Клодта никакого впечатления ни исторические достопримечательности Парижа, ни современная французская живопись.
Срок пребывания М.К. Клодта за границей должен был закончиться в июне 1862 года. Но русскому художнику на чужбине было не по душе – ему хотелось домой. И вот в 1860 году Михаил Константинович, окончательно измаявшись, обращается в Академию художеств с письмом-прошением: "Прошу разрешения вернуться в Россию, чтобы заняться в остальное пенсионерское время исполнением видов с натуры по России". М.К. Клодт был первым из русских пенсионеров за границей, официально обратившимся в Совет Академии с такой просьбой.
В том же 1860 году М.К. Клодт пишет пейзаж "Вид в Нормандии" исключительно ради отчета перед Академией. Получилась типично академическая работа: холодная, сухая, хотя и хорошо скомпонованная, и тщательно исполненная.
В январе 1861 года М.К. Клодт, получив от Академии долгожданное разрешение, возвращается в Россию. Михаил Константинович приезжает на родину, полный творческих планов.
Но уже не "горькая" чужбина, а любовь помешала М.К. Клодту всецело отдаться творчеству. Летом 1861 года Михаил Константинович познакомился с Елизаветой Михайловной Станюкович. Михаил Константинович был ею очарован. Опять ему было не до творчества. И так-то вечно хмурый и нелюдимый, с приходом любовных переживаний М.К. Клодт и вовсе замкнулся в себе.
Михаил Константинович окончательно измаялся и отправился к ней свататься. Елизавета Михайловна отказала Михаилу Константиновичу, и он "рухнул в пропасть". И опять родным М.К. Клодта пришлось переживать весьма неприятные минуты – все думали, что он застрелится.
Но Михаил Константинович не застрелился, а... женился. Причем женился на Лизе Владимирцовой, которую как раз его семья и прочила ему в жены.
Как бы там ни было, но Михаил Константинович Клодт перестал наконец терзаться и приступил к работе. По заграничным впечатлениям он написал картины "Баркасы на берегу во время отлива. Бретань", "Вид в долине реки Аа в Лифляндии" и "Ночной вид в Нормандии. Рыбаки". Все эти работы были тщательные по исполнению, но, как и его пейзаж 1860 года "Вид в Нормандии", были написаны в духе холодного академизма в сочетании с романтическими мотивами. Впрочем, работы молодого художника Академию вполне устроили, и в 1862 году Михаил Константинович получил звание академика; также Академия продлила ему срок пенсионерства еще на один год.
Никогда больше Михаил Константинович не обращался в своем творчестве к заграничной тематике. Начиная с 1863 года, абсолютно все полотна художника были посвящены изображению родной природы.
Свадьба Михаила Константиновича и Елизаветы Гавриловны состоялась в апреле 1862 года. Летом следующего, 1863 года М.К. Клодт и его жена были приглашены погостить в Мценский уезд Орловской губернии к родственникам. И вот там-то, в самой что ни на есть "нутряной" России, посетило Михаила Константиновича долгожданное вдохновение.
Работая в Орловской, а затем Тульской и Смоленской губерниях, М.К. Клодт создает один за другим свои чисто российские пейзажи: "Большая дорога осенью" (1863), "Дубовая роща" (1863), "Вид в Орловской губернии" (1864) и другие. И эти "отечественные" картины, в отличие от "заграничных", пишутся уже не безразлично, а от всей души и для души. Михаил Константинович наконец-то находит и свою заветную тему, и свою долгожданную музу – в лице России.
Сказать, что М.К. Клодт работал очень добросовестно над своими полотнами. Михаил Константинович тщательнейшим образом прорабатывал каждую детальку картины, добиваясь скрупулезной точности.
Неудивительно что при таком щепетильном отношении к творчеству работа у Михаила Константиновича продвигалась крайне медленно и тяжело. Это его раздражало, но ничего с собой поделать он не мог. Раздражение свое М.К. Клодт частенько срывал на жене Лизе. 9 декабря 1863 года у четы Клодтов родился сын Борис. Ребенок явился на свет довольно слабым. Елизавета Гавриловна и сама слегла и болела долгих два года.
Михаил Константинович, несмотря на трудности в быту, продолжал много и упорно работать. В 1864 году за картину "Вид в Орловской губернии" он получил звание профессора. Будучи профессором, М.К. Клодт имел теперь право на преподавание в Академии, что могло бы существенно улучшить его материальное положение. Но штатной должности для него в то время не нашлось.
Болезнь Елизаветы Гавриловны, между тем, прогрессировала, и в декабре 1865 года она умерла. А вскоре умерла и мать Михаила Константиновича. После похорон матери, в полном одиночестве, М.К. Клодт первый раз в жизни (но, как оказалось, далеко не в последний) выпил, не соблюдая никакой меры.
Весной 1866 года М.К. Клодт опять уехал на Орловщину – да и некуда ему было больше ехать ввиду скудного материального положения – штатной должности в Академии для него так и не находилось. Михаил Константинович снова с головой ушел в работу.
По возвращении в Петербург М.К. Клодт первым делом отправился к своей первой любви – Елизавете Михайловне Станюкович – и снова сделал ей предложение. И она... согласилась. В январе 1867 года Михаил Константинович и Елизавета Михайловна обвенчались. Свадьба была более чем скромной – только для близких. В ноябре у них родился сын, названный Петром.
К концу 1860-х годов живописный талант М.К. Клодта достиг зрелости. Михаил Константинович был вполне состоявшимся художником – со своей темой, своим взглядом на мир и своим почерком.
В конце 1860-х годов М.К. Клодтом были написаны такие замечательные полотна, как "Лучи солнца" и "Закат солнца в Орловской губернии" (1867), "Русская деревня" и "Аллея в березовой роще" (1867). Словом, Михаил Константинович находился в состоянии творческого подъема, между тем как его финансовые дела все больше и больше шли на спад.
Новое десятилетие ознаменовалось созданием в России Товарищества передвижных художественных выставок – творческого объединения, не зависящего от Академии художеств.
В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), в которое вошли Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге, М.К. Клодт, И.Н. Крамской, В.Г. Перов.
Первая выставка передвижников открылась 29 ноября 1871 года в Петербурге, в залах Академии художеств. М.К. Клодт был представлен на I Передвижной выставке двумя работами: "Полдень" и "Вид в Киеве".
Критика того времени отмечала: "На передвижной выставке лучшие пейзажи принадлежали профессору барону М.К. Клодту и г. Саврасову" (А.Г. Саврасов показал на этой выставке свою, ставшую впоследствии знаменитой, картину "Грачи прилетели").
С этой первой выставки Товарищества вся дальнейшая художественная деятельность М.К. Клодта 1870-х годов тесно связана с передвижниками. Именно в это время он создает свои лучшие полотна, которые по праву вошли в сокровищницу русского изобразительного искусства: "Лесная даль в полдень" (1878), "Вечерний вид в деревне. Орловская губерня" (1874), "Рожь" (1877) и другие.
В 1873 году Клодт был зачислен в Академию художеств на профессорский оклад. Решение М.К. Клодта служить в Академии художеств на "жаловании" было сродни его решению прервать свое заграничное пенсионерство и вернуться в Россию. Этот поступок ставил Михаила Константиновича в двойственное положение: с одной стороны, он был активным передвижником, а с другой стороны, служа в Академии художеств, теперь находился "по ту сторону баррикады". Неудивительно поэтому, что начальство Академии, мягко говоря, недолюбливало Михаила Константиновича за его строптивый нрав и независимость суждений.
М.К. Клодт был профессором Академии до 1886 года. Он принял активное участие (наряду с А. Боголюбовым и Сократом Воробьевым) в создании класса пейзажной живописи при Академии.
Несмотря на то, что педагогическая работа отнимала у М.К. Клодта много времен и сил, он каждый год отправлялся в путешествие по России. В середине и конце 1870-х годов М.К. Клодтом были написаны такие полотна, как: "Пейзаж с возом", "Лесная даль в полдень", "Побережье с лодками", "Вечерний вид в деревне. Орловская губерния"...
С 1871 по 1879 год М.К. Клодт участвует во всех ежегодных выставках Товарищества передвижников. Все удивлялись его работоспособности. Тем не менее многие полотна долгие годы оставались в мастерской живописца на "доработке".
Творческая деятельность Клодта 1870-х годов представляла собой полнейшую гармонию между его талантом, мастерством и трудолюбием, и, конечно же, еще родной природой, которая неустанно вдохновляла его на создание все новых и новых творений.
Между тем, семейная жизнь Михаила Константиновича была далека от гармоничного состояния. Вскоре после разрыва с женой последовал и разрыв М.К. Клодта в январе 1880 года с Товариществом передвижников. Поводом для разрыва послужила статья в газете "Молва", в которой М.К. Клодт весьма жестко раскритиковал пейзажи А.И. Куинджи.
Разразился скандал. А.И. Куинджи потребовал исключения М.К. Клодта из Товарищества, а когда этого не случилось, Куинджи заявил, что в таком случае он сам выходит из Товарищества.
В самый разгар этих бурных событий у Михаила Константиновича умер отец – Константин Карлович. Для М.К. Клодта его смерть была ударом.
А в декабре М.К. Клодт получил еще один удар: это было письмо от члена правления Товарищества Н.А. Ярошенко. В этом письме без обиняков говорилось, что написать статью в "Молве" Михаила Константиновича заставила не "любовь и интерес к искусству, не искание истины, а мотивы чисто личные..."
Казалось бы, инцидент с письмом можно было проигнорировать и тем самым исчерпать. Но М.К. Клодт был "человек тяжелый" и полутонов не признавал. Третьего января 1880 года в правление Товарищества передвижников поступило заявление от М.К. Клодта с прошением исключить его из числа членов Товарищества, но с пожеланием участвовать на его выставках в качестве экспонента. Четвертого марта 1880 года М.К. Клодт перестал быть членом ТПХВ.
Последним значительным произведением М.К. Клодта стала его картина "На пашне в Малороссии", написанная еще до выхода из Товарищества и показанная на выставке 1879 года.
После выхода из Товарищества М.К. Клодт почти не выставлялся. Он еще совершал свои ежегодные поездки по России. Лишь некоторые из последних его работ достойны упоминания. Такие, например, как "Волга под Симбирском" (1881) и "Прибрежье" (1885).
Здоровье его расшатывалось все сильнее. Начало подводить зрение, появились сильные головные боли... Вскоре на Михаила Константиновича обрушилась новая беда – по вечерам он стал слышать голос…. На занятия в Академию он приходил неопрятный, в мятой и грязной одежде. Кончилось все тем, что его уволили из Академии, вначале с "оставлением за штатом", а в 1894 году уволили уже окончательно, назначив мизерную пенсию.
Вместе с М.К. Клодтом жил его сын от первого брака Борис. В 1899 году сын умер – тридцати шести лет от роду.
Начинался ХХ век. Многие художники, называемые в прошлые годы великими, доживали свой век в бедности и безвестности. О последних годах жизни М.К. Клодта мало что известно. В последний раз М.К. Клодт как художник упоминается в 1897 году, в связи с открытием юбилейной выставки Товарищества, на которую были приглашены все старые передвижники.