Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Волков, Ефим Ефимович


Загрузить в полном масштабе 786x1000, 143k

Волков, Ефим Ефимович  [1914]

Холст, масло. 89,4x71,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Маковский Александр Владимирович

Волков Ефим Ефимович (1844-1920)
При своей жизни русский пейзажист и рисовальщик, передвижник Ефим Ефимович Волков был чрезвычайно популярен. Ему принадлежит более пятисот пейзажей, около тысячи этюдов и великое множество рисунков в альбомах. Во многих крупнейших государственных художественных музеях России имеются работы его кисти.
Современники называли Ефима Волкова "поэтом русской осени и русских туманов". Волков писал, в основном, пейзажи северной и средней полосы России: сюжетом своих картин он выбирал не красивые "ландшафты", а скромные уголки природы Русского Севера и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование. В лучших своих работах Волков одухотворяет пейзаж, придавая ему определенное настроение, созвучное с душевной настроенностью зрителя.
Ефим Ефимович Волков родился 23 (4.04) марта 1844 года в Петербурге в семье фельдшера. Воспитывался в частном пансионе и в петербургской Введенческой гимназии. Недолго проработал канцелярским чиновником в Министерстве юстиции и Департаменте государственных имуществ и вынужденно вышел в отставку губернским секретарем.
Распростившись со службой в Министерстве юстиции, 22-летний Ефим Волков в 1866 году поступает в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств.
В Рисовальной школе великовозрастный ученик всего за один год прошел все четыре класса обучения, и уже в следующем 1867 году Волков вольнослушателем переходит в Императорскую академию художеств.
Получив звание "неклассного художника" за картину "Вид в окрестностях Петербурга" (1869) и доучившись только до "натурного" класса, Волков в 1870 году уходит из академии, чтобы заняться живописью, как он сам говорил – "прямо с природы".
Полтора года Волков проводит в неустанных трудах за многочисленными этюдами и рисунками, непрерывно оттачивая свое живописное мастерство.
В 1871 году Волков создает первую картину, полностью созвучную с его душевным настроем "глубинной любви" к природе – это "Болото осенью".
В 1872 году Волков представляет свое "Болото осенью" на выставке Общества поощрения художеств. Этот, на первый взгляд, крайне унылый пейзаж производит на всех столь огромное впечатление, что картину тут же отправляют в Лондон, где она получает именную бронзовую медаль на Всемирной Лондонской выставке.
В 1873 году пейзаж "Болото осенью" получает вторую премию на конкурсе Общества поощрения художеств. Первая премия была присуждена Алексею Саврасову.
Ефим Волков в пейзаже Болото осенью тогда впервые применил эффект едва уловимой дымки, который в дальнейшем часто будет повторяться в его осенних и весенних пейзажах.
В 1875 году Ефима Волкова вновь ожидает немалый успех – опять ему присуждена вторая премия выставки Общества поощрения художеств за жанровую картину "На базаре" (1874).
А в 1877 году Ефим Ефимович получает уже первую премию выставки Общества поощрения художеств за картину "В лесу. По весне" (1876).
21 марта 1879 года на общем собрании художников-передвижников Ефим Волков наконец-то был избран членом Товарищества.
1880-е годы были наиболее плодотворными в творческой деятельности художника. В 1883 году Волковым была создана картина "Октябрь", "свежая по мотиву и тонкая по выраженному в ней чувству природы". Написанная на станции Сиверской под Петербургом, где у Волкова была собственная дача, картина экспонировалась на XI Передвижной выставке.
Наряду с образом болота другой излюбленный образ в пейзаже Ефима Волкова – леса. Но, в отличие от И. Шишкина, Ефима Волкова больше привлекают опушки леса, поляны, окруженные деревьями, берега небольших рек, лесные озера и болотистые места.
Он избегает изображений бурного проявления стихии, и поэтому его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворенности природы.
Таков, например, пейзаж "Лунная ночь в лесу", в котором художник мастерской кистью запечатлел теплую летнюю ночь, полную чарующей неги. В картине Волкова "Зимний пейзаж" убедительно передано состояние тишины зимнего леса. По чистому, пушистому снегу медленно крадется волк, высматривая себе добычу и при этом чутко прислушиваясь к звукам лесного царства.
С конца 1870-х по 1890-е годы передвижник Волков был довольно известным художником. Творчеству Ефима Волкова уделяли внимание многие столичные журналы по литературе и искусству, которые часто публиковали репродукции его картин с приложением описания, а нередко и с критическими комментариями; среди них журналы "Всемирная иллюстрация", "Пчела", "Художественные новости", "Художественный хроникер", "Север", "Нива", "Артист" и другие.
Несмотря на финансовые трудности первых лет семейной жизни, Волков был вполне счастлив – у него любимая жена, подрастает прелестная дочурка, его творчество приобретает известность. Но в 1884 году случилось несчастье – умерла его малолетняя, горячо любимая дочь. Этим горем художник был так потрясен, что сам едва выжил. Перенесенное несчастье оставило отпечаток на творчестве Волкова. В его печальных картинах появляются изображения старцев и монахов, удалившихся от мира и укрывшихся в приюте за монастырскими стенами.
Одной из картин Е. Волкова на тему "приюта" является пейзаж "Скит". В 1889 году журнал Художественные новости писал, что "при взгляде на картину Ефима Волкова "Скит" вспоминаются стихи раскольников, воспевающих пустынь, куда не долетают ни жалобы, ни стоны из здешнего мира, где так величественна и спокойна природа, где страсти не смущают бедное человеческое сердце". Подобные ассоциации вызывает и картина Волкова "У монастыря".
В русской пейзажной живописи Ефим Волков, вслед за И. Шишкиным, был великолепным певцом русского лета. Художники-пейзажисты знают, что лето писать труднее, чем другие времена года, так как зелень деревьев и трав "забивает элементы пейзажа" и потому так сложно разобраться в полутонах, определить контрастные отношения цвета. Не случайно именно лето представлено в живописи меньше, чем изображение весны, осени или зимы.
Ефим Волков с большим мастерством писал и траву, и листву деревьев, и полевые цветы. Примером тому его картины:" Пейзаж с прудом", "Цветочное поле", "Речка" и другие.
"Пейзаж с прудом" (1887).
Летом 1879 года Ефим Волков вместе с друзьями-художниками ездил на побережье Черного моря. Кроме Ефима Ефимовича, поехали Иван Шишкин со своей семьей и Андрей Шильдер. Лето прошло весело: они забирались высоко в горные леса, писали этюды в монастыре Козьмы и Дамиана; из Алупки на арбе, как цыгане, перебирались в Гурзуф. Друзья всегда с удовольствием вспоминали эту поездку. Но сердце Ефима Волкова осталось равнодушным к красотам юга. Он не изменил себе: главное место в его пейзажах всегда занимала природа средней полосы России и болотистые окрестности родного Петербурга.
В конце 1880-х и в 1890-е годы Волков путешествовал по Волге. Особенно полюбил он места возле города Плеса.
Популярность Волкова росла год от года. Однажды, в 1888 году, на дачу художника приехал адъютант великого князя С.А. Романова и сказал:
– Его императорское высочество великий князь Сергей Александрович Романов прислал меня к вам для переговоров, не согласитесь ли вы поехать с князем в Палестину в качестве художника-иллюстратора на один-два месяца, и сколько за это вы хотите?
– Поеду, – отвечает Волков, – но не за плату, а так. Если что напишу, то князь потом может купить по ценам выставки.
Адъютант уехал, затем вернулся вновь с ответом, что князь согласен.
Из поездки на Ближний Восток Ефим Волков привез несколько пейзажей, которые экспонировались на XVII Передвижной выставке в 1889 году.
В 1895 году Ефим Волков был избран в действительные члены Академии художеств. И в 1899 году "за известность на художественном поприще" Волкову было присуждено звание академика, при этом он продолжал экспонировать свои картины на Передвижных выставках.
15 января 1902 года в Петербурге в залах Императорской академии художеств открылась выставка двух передвижников, действительных членов Академии художеств – Е.Е. Волкова и В.Е. Маковского. Каждый из них этой выставкой отметил 25-летний юбилей своей художественной деятельности.
Маковский выставил 383 работы. Волков представил 417 полотен, в основном, конечно, пейзажей, и среди них в каталоге выставки значились лишь два этюда. Все эти пейзажи были написаны в период с 1875 по 1901 год.
Очень дорогой иллюстрированный журнал "Художественные сокровища России" в том же 1902 году опубликовал по поводу персональной выставки разгромную статью.
"Можно констатировать факт, свидетельствующий, пожалуй, о некотором подъеме вкуса в русском обществе, что ни тот, ни другой из этих двух столпов передвижничества не имели того успеха, который они могли ожидать еще лет 5-6 тому назад. Эта выставка лишний раз и с полной убедительностью доказывала, что живопись Вл. Маковского очень мало имеет общего с искусством, а то что г. Волков, хотя и действительный член Академии, едва ли может считаться художником".
Вот так: у Маковского "мало общего с искусством", а Волков – вообще, получается, не художник? А ведь Волков, наряду с работами последних лет, представил на выставку множество самых лучших своих вещей – "На болоте", "У монастыря", "Осень" (1886), "Над рекой" (1901).
Заметим также, что Ефим Ефимович, как и все воспитанники Академии художеств, был сильным рисовальщиком. Известны его графические работы: офорты – "Дорога в деревне" (1871) и "Вид окрестностей Петербурга"; рисунки (карандаш) – "Моя дача на Сиверской" (1881), "Набережная на Васильевском острове" (1889), "Пейзаж" (1900), "Деревенский пейзаж", "На Валааме" и "Охотник с собакой"; иллюстрации к стихотворениям М.Ю. Лермонтова (1891).
Его рисунки и гравюры публиковались в известных столичных журналах: "Нива", "Север" и других.
Увы, мода на искусство передвижников прошла окончательно. Время диктовало новые стили: на пятки передвижникам наступал модерн, из Европы российские вкусы теснил импрессионизм, ну и всеобщий восторг публики вызывали конфетно-красивые мирискусники.
После событий 9 января 1905 года – Кровавого воскресенья – вся русская интеллигенция бурлила. Естественно, не могли остаться равнодушными к произошедшим событиям и передвижники.
Как и большинство передвижников, в политике Ефим Волков придерживался демократических взглядов. Художник на все политические перипетии, которые часто приводили его почти в полное отчаяние, реагировал с большим жаром. Когда Волков говорил о политике, он по обыкновению волновался, дрожал и стучал пальцем по какому-нибудь предмету.
Во многом разочарованный как политическими событиями, так и потерей интереса публики к творчеству художников из Товарищества, Волков стал очень хмурым. Он сильно исхудал. И ему ничего не оставалось, как до самой смерти (последовавшей в 1920 году в голодном и холодном Петрограде) писать неказистую, болотистую природу окрестностей своего родного Петербурга, находя в ней очарование, поэзию, прелестную тишину и покой. Впрочем, ничего иного лично для себя художник никогда и не желал.
По материалам: Васильева Н., Истомин С. "Ефим Волков". Белый город, 2007
http://www.art-catalog.ru/biography.php?id_artist=76

Работы