Каждая створка 52х41х,5 см. Музей Ханса Мемлинга, госпиталь Святого Иоанна, Брюгге.
Кажется, что длинные волнистые волосы Мартина чуть дрожат на концах от дуновения ветерка, наполняющего комнату через раскрытое окно. Его полные полуоткрытые губы произносят молитву. Его полный жизни образ похож на зеркальное отражение, которое в любое мгновение может исчезнуть.
Мартин ван Ньювенхофе, которому предстояло стать бургомистром Брюгге в 1497 году, происходил из поколениями занимавшей доминирующее положение в обществе семьи. Когда Максимилиан Австрийский получил императорскую корону, Мартин стал его активным сторонником. Вскоре после завершения работы над диптихом в Брюгге вспыхнуло народное восстание против Максимилиана. Он попал в плен, его сторонники и фавориты были подвергнуты пыткам и допросу, а затем казнены на эшафоте. Брата Мартина Яна ван Ньювенхофе пытали, а потом обезглавили. Так что произведения Мемлинга передают персональные наблюдения художника; пусть облагороженная, но точная реальность показана в изображении отрубленной головы Иоанна Крестителя и бьющих подобно фонтану струй крови из обезглавленного тела. Только так могла отображаться земная жизнь в нарисованном мире картин Мемлинга.
Судя по отражению в зеркале, молодой человек смотрит прямо на Мадонну, а она сидит лицом к окну. Использованная на правой створке позиция в три четверти поворота выбрана потому, что и стоящий перед Девой Марией зритель принял бы ее, если бы слегка повернул голову вправо. Предполагается, что зритель и Мартин находятся на одинаковом расстоянии от Мадонны, только первый видит ее анфас, а второй — в профиль. В зеркале видно, что Мартин в черном плаще стоит на коленях.
На витраже за молодым человеком изображен его покровитель Святой Мартин.
|
|