Холст, масло. 63,5x50 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
ОСЕННЯЯ СЮИТА ЛЕВИТАНА
Начиная с картины "Осенний день. Сокольники", Левитан создал много картин, посвященных русской осени, которые в совокупности образуют уникальную, чрезвычайно богатую эмоциональными оттенками "осеннюю сюиту". На картинах Исаака Левитана осень представлена во всем ее многообразном великолепии. По свидетельству исследователей, в творческом наследии художника около ста "осенних" картин, не считая этюдов, эскизов, многочисленных рисунков и набросков.
Но, пожалуй, наиболее популярна среди этих работ именно картина "Золотая осень", отличающаяся яркостью, повышенной декоративностью.
В повести о Левитане писатель Константин Паустовский дал очень емкую, но удивительно образную оценку этим работам:
"Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.
Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.
На них были изображены знакомые с детства вещи: ...одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю".
www.art-catalog.ru
|
|