Музей Прадо, Мадрид.
Можно считать, что мадридская картина Рогира ван дер Вейдена Снятие с креста является ключом к пониманию его творчества в целом.
Удивительный по технике письма и духовной глубине, образ Рогира ван дер Вейдена "Снятие со креста" является одним из шедевров нидерландской религиозной живописи. Когда-то "Снятие со креста" было триптихом, но его боковые створки и оригинальная рама, к сожалению, не сохранились до нашего времени, и мы не знаем, что было на них.
Изображая сцену снятия со креста, мастер, стремясь усилить эмоциональное воздействие картины на зрителя, намеренно перегружает ее неглубокое пространство множеством фигур. Кажется, будто действие происходит не на Голгофе, а уже в самой пещере, где похоронили Тело Спасителя. Рыдающие женщины, мертвенно-бледное лицо Богоматери (оно даже бледнее, чем лицо Ее Сына), скорбно-сосредоточенные лица Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных ("страха ради иудейска") учеников Иисуса, – все это заставляет вновь и вновь переживать события Великой Пятницы. Тело Христа и фигура теряющей сознание Богородицы образуют основной "узел" композиции, что подчеркивается сходством поз (вплоть до расположения рук).
Полагают, что в плачущей женщине, стоящей позади апостола Иоанна, ван дер Вейден изобразил Марию Клеопову. В Евангелии от Иоанна о ней сказано так: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова и Мария Магдалина". Белый головной платок Марии Клеоповой образует часть белого узора, который, чередуясь с красными пятнами, прослеживается по всей картине. Поскольку белый цвет считается символом чистоты, а красный символизирует страсти Христовы, этот узор приобретает не только композиционное, но и символическое значение.
Краем платка Мария утирает текущие из ее глаз слезы. В соответствии с западной иконографической традицией, установившейся к эпохе Возрождения, Рогир пишет Марию со всей возможной натуралистичностью. Глаза ее распухли от рыданий, лицо покраснело. Платок она держит так, словно не только утирает слезы, но и закрывается им. Так художник показывает нам, что Мария не может смотреть на мертвое Тело Учителя, что это свыше ее сил.
Края картины Рогир оформляет в виде резной деревянной рамы, включая в композицию арбалет. Последняя деталь может иметь отношение к лувенской Гильдии лучников. Многие специалисты считают, что именно эта организация заказала "Снятие со креста" для своей церкви. Все фигуры написаны на ровном "деревянном" фоне. По-видимому, мастер избрал его, чтобы ничто не отвлекало зрителя от основного сюжета.
|
|