Картон, масло, темпера. 46,3 x 46,0. США
Картина была задумана Николаем Константиновичем Рерихом во Франкфурте в 1911 году: «Сегодня после обеда поработал. Сделаю еще маленькую вещь «Город пречистый». Белый город со святыми внутри окружен пламенем и демоны кидают камни в него. Красное с бело-серым и коричневым».
Картины Николая Рериха 1912-1913 годов отражают мрачные предчувствия самого художника и тревожное состояние русского общества накануне первой мировой войны и революции. Идеи Апокалипсиса были распространены в русской литературе начала века. Подобно своим современникам, Николай Константинович Рерих предвидел общественные потрясения.
Уже в предвоенные годы художник говорил о войне языком аллегорий: огненный ангел принес меч для охраны скрытого в тумане замка, у стен которого спят стражи («Меч мужества», 1912), черти и демоны окружили светлый, прекрасный белокаменный город и угрожают ему («Пречистый град врагам озлобленье», 1912, вариант 1919), среди голых, пустынных скал, вздымающихся к небу, как молчаливые великаны, кричит огромный зловещий змий («Крик змия», 1913, вариант 1914). «Рерих чувствует грозные времена – «Ангел последний» – апокалиптическое видение, грядущее на алых и золотых облаках среди небесных огней среди небесных огней, и среди пожаров на земле. Эта картина, несомненно, пророческая, как некоторые стихи Блока и Белого», – писал Всеволод Иванов.
Сам художник дает нам намек о сюжете картины в своих более поздних записях: «…помните древнюю легенду, что ради одного праведника целый город был спасен. Помните мою картину: «Град пречистый – врагам озлобление»...
|
|