Якопо Тинторетто Автопортрет 1588-90 гг.
Лувр, Париж, Франция.
Тинторетто является одним из самых необычных венецианских художников. Он отличался необыкновенной плодовитостью, в жизни был скромен и бескорыстен, а в творчестве – неистов и беспокоен.
Якопо Тинторетто родился в Венеции. Документов, удостоверяющих факт его рождения, не сохранилось, и эту дату определяют приблизительно – исходя из даты смерти. Согласно церковным записям, художник умер 31 мая 1594 года в возрасте 75 лет – следовательно, он должен был родиться в сентябре или октябре 1518 года. Впрочем, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Дело в том, что в 1584 голу в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (тогда получается, что он родился в 1523-м или 1524 году). Еще одна версия – 1512 год – имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594- 1658). Другими словами, "показания" расходятся, и большинство искусствоведов договорилось считать, что художник появился на свет все-таки в 1518 году.
Настоящее его имя – Якопо Робусти; своим же прозвищем он обязан профессии отца, красильщика шелка (Тинторетто означает "маленький красильщик"). В общем-то, о предках художника мы больше ничего не знаем. Да и собственная его жизнь не слишком прояснена. Единственный источник, раскрывающий характер Тинторетто и образ его жизни, – это биографическая книга Ридольфи. Но к ней следует относиться очень осторожно. Сам Ридольфи не мог быть знаком с Тинторетто хотя бы потому, что в момент смерти художника ему едва исполнилось два месяца от роду. Большую часть сведений для своей книги Ридольфи почерпнул из бесед с сыном Тинторетто, тоже художником, Доменико (ок. 1550- 1635). То есть это уже опосредованная информация. Нужно принять во внимание и то, что автор книги был пылким поклонником Тинторетто и потому местами существенно подправлял биографию своего кумира.
Детские годы художника в книге Ридольфи практически не освещены. Сообщается лишь, что мальчиком Якопо очень любил рисовать и часами наблюдал за тем, как работает с красками его отец. Далее Ридольфи утверждает, что юноша поступил в мастерскую Тициана, но был изгнан оттуда спустя всего десять дней, поскольку мастер возревновал к таланту нового ученика, когда увидел его рисунки. Скорее всего, эта история, никак документально не подтвержденная, полностью выдумана или, во всяком случае, сильно преувеличена. Если этот эпизод и имел место, то в другом контексте – возможной ссоре живописцев, скорее всего, была виной их "психологическая" несовместимость. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной, импульсивный характер Тинторетто.
Ридольфи описывает тогдашнего Тинторетто как "гапсшПо", что по-итальянски обозначает подростка 13-ти или 14 лет. У кого он учился дальше, не ясно. Но, наверное, учился. В тогдашней Венеции (это была эпоха расцвета венецианской живописи) в достойных учителях недостатка не наблюдалось.
Первое документальное свидетельство, касающееся Тинторетто, датируется 1539 годом. В мае этого года он упоминается как "мастер Якопо, живописец". Следующее десятилетие в его жизни остается "закрытым" для исследователей. До нас дошло считанное количество картин Тинторетто, созданных в эти годы. По большей части, он занимался тогда росписью фасадов; эти росписи, естественно, практически не сохранились. Впрочем, именно к этому периоду (к самому его концу) относится его первый шедевр, "Чудо св. Марка", обозначивший, собственно, начальную точку творческого пути мастера.
Эту картину Тинторетто писал для Скуола ди Сан-Марко. Подобные центры, принадлежавшие церковным братствам, оказывали посильную помощь бедным и страждущим. "Чудо св. Марка", отчаянно "выламывавшееся" из существующей традиции своим композиционным решением, своей динамикой и эмоциональностью, поначалу было отвергнуто заказчиком. Но сам шум, возникший вокруг этой работы, привлек внимание к молодому живописцу. Он оказался завален новыми заказами и уже спустя короткое время приобрел широчайшую известность в городе (Братство св. Марка, кстати, видя такой успех, сменило гнев на милость и согласилось считать выполненной работу художника, написавшего "Чудо св. Марка").
В ближайшие годы Тинторетто закрепил этот успех новыми произведениями. К ним, в частности, относятся "Св. Рох, исцеляющий чумных" (1549), серия "Страшный суд" (1550-53), "Введение Богородицы во храм" (1551-56). Помимо религиозной живописи, художника немало увлекали в это время мифологические сцены и портреты. В 1553 году его пригласили принять участие в украшении Дворца дожей, административного центра города, и это приглашение явилось знаком всеобщего признания. Тинторетто обладал феноменальной работоспособностью, и скорость, с какой он выполнял заказы, вскоре стала легендарной.
Приблизительно в 1550 году Тинторетто женился на совсем юной Фаустине де Вескови. Фаустина, будучи более высокого происхождения, нежели ее муж, поучаствовала в изменении его внешнего облика. Ридольфи сообщает, что юная жена настояла на том, чтобы Тинторетто носил модное платье (он, впрочем, подчеркивая собственную независимость, нарочно пачкал свой плащ грязью). Биограф художника изображает Фаустину дамой скуповатой, практичной и даже жестокосердой, однако, судя по всему, она оказалась хорошей женой и доброй матерью. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек); трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками.
В 1564 году Тинторетто приступил к растянувшейся почти на 20 лет работе в Скуола ди Сан-Рокко. Он написал для Братства св. Роха грандиозный цикл картин, представляющий собой один из самых величественных художественных "комплексов" в истории мировой живописи. Сотрудничество с Братством началось с любопытного эпизода, иллюстрирующего работоспособность мастера. Братство объявило конкурс на роспись потолка в Скуола ди Сан-Рокко, попросив художников, желавших получить заказ, подготовить эскизы. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как это Тинторетто умудрился сделать незаметно – никто не знает) законченная картина "Св. Рох во славе". Соперники художника пытались протестовать, но безрезультатно. Все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко получил Тинторетто.
У него были и другие методы перебивать работу у других живописцев. Так, иногда он умышленно занижал цену своего труда, а то и вовсе отказывался от его оплаты (с условием предоставления холста и красок). В отличие от большинства своих товарищей по цеху (не исключая великого Тициана), Тинторетто не стремился к богатству. Его снедала неуемная жажда творчества. Неиссякаемое желание пробовать свои силы на разных поприщах перевешивало любые меркантильные интересы (да и были они минимальными).
Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) отметим и двух коронованных особ – испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. После смерти Тициана, случившейся в 1476 году, Тинторетто выдвинулся в лидеры тогдашней венецианской живописи. Соперничать с ним мог лишь его друг – гениальный Паоло Веронезе. Любопытно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел не исполненный Веронезе заказ на создание картины для Дворца дожей. Ею стал знаменитый "Рай" (1590), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией.
Ридольфи пишет, что последние годы жизни Тинторетто не покидал своего дома, но при этом продолжал работать до своего последнего дня. Умер художник 31 мая 1594 года и был похоронен женой в церкви Санта-Мария дель Орто. Ридольфи отмечает, что в последний путь Тинторетто провожали "несколько художников, искренне оплакивавших кончину великого мастера, знатные жители города и все те, кто любил его".