Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Спас Нередица


Загрузить в полном масштабе 768x505, 62k

Николай Константинович Рерих
Спас Нередица  [1935-1936]

Картон, темпера.

Древние зодчие умело выбирали место, сооружая здание и целый ансамбль в гармонии с природой. Они подчиняли формы постройки единому закону – красоте: "А высоту созда, аки мера и красота покажет". Именно такое идеальное место на холме Нередица, на правом берегу Волхова, близ Городища, загородной резиденции новгородских князей, было выбрано для Спаса. О строительстве церкви в 1198 году летописец сообщает: "В то же лето заложи церковь камяну князь великиыи Ярослав, сын Володимирь, внук Мстиславль, в имя Святого Спаса Преображения в Новгороде на горе, а прозвище Нередице". В следующем, 1199 году новгородские мастера украсили храм фресками.

Несколько столетий спустя, в ХIХ веке, эти фрески принесли памятнику мировую известность. По мнению специалистов, древние росписи Нередицы были крупнейшим средневековым ансамблем не только России, но Запада. К сожалению, они погибли в годы Великой Отечественной войны, уцелело менее 15 процентов росписей.

Размещенные в 9 ярусов фрески сплошь покрывали купол, своды, стены и столпы храма. Лишь незначительные фрагменты этого величественного ансамбля дошли до наших дней: изображения святых жен сохранились в диаконнике церкви; в росписи алтаря случайно уцелели образы святых Петра Александрийского и Илии пророка, части фигур святителей, изуродованных осколками снарядов. Чудом избежала полного разрушения и монументальная композиция "Крещение", написанная на южной стене церкви.

По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия как наиболее ценный памятник истории и культуры.


Спас Нередицкий

Синодик погибшей старины вырастает.

Показали снимок незнакомой церкви. "Откуда это?" – "Вот ваш любимый Спас в новом виде".

Сделался некрасивым чудный Нередицкий Спас. Нынче летом его переделали. Нашли мертвую букву Византии, отбросили многое, тоже веками сложенное.

На пустом берегу, звеном Новгорода и старого Городища, стоял Спас одинокий. Позднейшая звонница, даже ненужный сарайчик пристройки, даже редкие ветлы волховские, все спаялось в живом силуэте. А теперь осталась Новгородская голова на чужих плечах.

Семь лет назад писал я о будущей реставрации Спаса. В 1904 году дошли вести, что Спаса обезглавят, и я писал: "ужаснутся мужи новгородские, если на любимом святочтимом Спасе засверкает новенький византийский котелок".

Кора времени миновала главу: опустилась на плечи. Ободраны милые северу четыре ската крыши, вызваны на свет уже чуждые нам полукружные фронтоны. По карнизам появились острые сухарики. Откуда они? Зачем? Кто их навязал реставратору, вопреки чутью художника? Даже карнизик барабана главы усеяли эти ненавистные острия.

Зачем полумеры? Отчего пощадили главу? Почему не перекрыли ее византийским фасоном? Зачем не снесли позднюю колокольню?

Если во имя буквы нарушать вековую красоту, надо сделать это обстоятельно, во всем пределе изуверства. Достанем из пыли греческий клир. Перешьем из саккоса Адриана портище Алексея Михайловича.

Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей страны. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни.

1906

Н. К. Рерих. "Забытая книга"