Холст, масло. 72 х 127,9. Ярославский художественный музей
Современник и друг Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, Василий Дмитриевич Поленов вошел в русскую живопись как создатель пейзажей, наполненных «правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящнейшей техникой».
Генисаретское озеро (Тивериадское, Галилейское, Бахр-Табария) находится в исторической области Палестине на территории Израиля. В Библии оно связывается со многими легендами о деятельности Иисуса Христа.
Поленов побывал здесь в период своего первого путешествия на Восток, предпринятого в связи с работой над картиной «Христос и грешница» для воссоздания исторически правдивой обстановки, в которой происходили изображаемые события.
Красота Генисаретского озера, размышления о том, что по его берегам ходил Иисус Христос, помогли художнику создать величественно умиротворенный пейзаж. В пустынной, безлюдной природе разлита идеальная, вечная красота. Гладь спокойного голубого озера почти неподвижна. В отдалении – широко раскинувшаяся горная страна; цепи невысоких гор уходят к самому горизонту, рисуясь на фоне неба своими плавными смягченными очертаниями.
Со второй половины 90-х годов XIX века занятия пейзажной живописью начинают отходить на второй план, вытесняемые новым серьезным замыслом Поленова – циклом картин из жизни Спасителя.
Мысль о его создании, по-видимому, зародилась у художника еще в период работы над полотном «Христос и грешница». И с тех пор это намерение уже не покидало его долгие годы. Новое произведение, посвященное Христу, появилось в 1888 году – картина «На Генисаретском озере», или, как ее называл Поленов, «Христос идет по берегу озера» (Третьяковская галерея).
Евангельский сюжет, переданный языком живописи, представлен художником сквозь призму идеального, возвышенного пейзажа. Эту тонкую связь между словом и живописью художник уловил, возможно, еще тогда, когда он увидел в Париже интерьер русской церкви, в оформлении которой были использованы пейзажи Боголюбова. «Не знаю, чья мысль, – писал он о своем впечатлении в одном из писем родным, – но оригинально и красиво в церкви видеть большие пейзажи, переносишься в природу и евангельские повествования и легенды».
Утверждение идеалов добра и человечности, поиски духовного совершенства, характерные для цикла «Из жизни Христа», неотделимы от взгляда Поленова на природу, как на основу основ формирования нравственного облика человека. «Я несказанно люблю евангельское повествование, – писал Поленов, – люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа».
|
|