Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Пинтуриккио, Бернардино


Пинтуриккио, Бернардино

Пинтуриккио, Бернардино(Pinturicchio, Bernardino), наст. имя Бернардо ди Бетто ди Бьяджо (1454, Перуджа — 1513, Сиена). Итальянский живописец. Мастер умбрийской школы. Учился у Б. Капорали, сотрудничал с Перуджино. Работал в Риме (1481—1496 с перерывами), Перудже (после 1494), Орвието (1492), Сполето (1494), Сиене (с 1502).

Пинтуриккио принадлежал к последнему поколению мастеров Раннего Возрождения, работавших в годы становления и первого расцвета Высокого Возрождения. Он сохранил свойственную многим мастерам XV в. наивную ясность взгляда на мир, бесхитростное восхищение его многообразием, яркостью красок, прелестью ландшафтов, красотой зданий, разнообразием лиц и костюмов. В несколько архаичной для конца XV в. многоречивости Пинтуриккио, его внимании к подробностям и тщательной выписанности деталей, радостной пестроте не смягченных нюансами чистых, локальных красок, манерной грации изображаемых им молодых женщин и юношей есть простодушное очарование.

Безыскусность интонаций сочетается у Пинтуриккио с утонченным дарованием декоратора. Вслед за Мантеньей и одновременно с Перуджино он находит принципиально новое решение ансамбля росписей как единой декоративной системы, организующей интерьер, основанной на органическом единстве изобразительных и орнаментальных мотивов.

В двух самых значительных и наиболее целостно решенных живописных ансамблях — росписях апартаментов Борджа и Либрерии Пикколомини — объединяющим началом становятся мотивы римской орнаментики, т. н. гротески, навеянные открытыми ок. 1480 во время раскопок росписями сводов Золотого дома Нерона в Риме. Гротески, сочетающие прихотливое богатство мотивов, изысканность рисунка, причудливое плетение ритма с четкой вписанностью в очертания архитектурных членений, подчеркивают рисунок сводов, архивольты арок, распалубки, пилястры, превращая низкие сводчатые помещения апартаментов Борджа и Либрерии Пикколомини в подобие легких, стройных, нарядных павильонов, создают драгоценную оправу для полных живости и грации сюжетных композиций.

С именем Пинтуриккио связывается также один из самых обаятельных и поэтичных портретов XV в. — Мальчик (1480-е, Дрезден, Картинная галерея).
Основные произведения: фрески по картонам Перуджино Странствия Моисея в Египте и Крещение Христа (1481—1482, Ватикан, Сикстинская капелла), фресковый цикл История св. Бернардина (1486—1489, Рим, церковь Санта Мария ин Арачели), росписи в церквах Санта Мария дель Пополо и Санта Чечилия (Рим, 1480-е); живописная декорация апартаментов Борджа (1492—1495, Ватикан) и Либрерии Пикколомини (1502—1507, Сиена).

Лит.: Carli E. Pinturicchio. Milano, 1960.
И. Смирнова

Работы