Гуашь на бумаге
Музей Метрополитен. Нью-Йорк
Абу-л Музафар Джалал-ад-дин Мухаммад Акбар (1542-1605)
Акбар Великий. Так называли в Европе создателя империи Великих Моголов падишаха Акбара. Ставший правителем в 13 лет, когда по трагической случайности погиб его отец, он унаследовал власть лишь над районами Агры и Дели. И за 49 лет своего правления объединил в одно государство территорию от Кабула и Кандагара на западе (современный Афганистан) до устья Ганга на востоке и от границ Тибета на севере до реки Годавари на юге.
С самого начала правления Акбар стремился преодолеть противоречия, раздиравшие Индию – экономические, культурные, религиозные. Акбар принял на себя тяготу и ответственность за оздоровление духовной жизни народа и утверждение общественно-государственных основ. Он был первым мусульманским правителем, не только провозгласившим веротерпимость государственным принципом, но и попытавшимся создать единую для всех подданных веру – «дин-и иллахи».
Система мировоззрения, вырабатанная Акбаром, объединила лучшие законы всех верований – индуизма, ислама, христианства, иудаизма, – став государственной идеологией. Суфийское учение о том, что все религии являются различными, равно приемлимыми способами служению Богу, было положено в основу попытки выбрать из всех вер наиболее разумные черты. Эту же мысль доносит буддийский правитель древней Индии царь Ашока: «...не унижение других верований, не беспричинное обесценивание других, но надлежит воздание почитания всем верованиям за все, что в них достойно почитания». Великий Акбар с мудрой Джод-бай, создавая храм Единой Религии, мыслили о том же великом вмещении...» (Н. Рерих.)
«Смелый и отважный, талантливый полководец, и в то же время великодушный и милосердный, идеалист и мечтатель, он был одновременно человеком действия и вождем, снискавшим беззаветную преданность своих последователей. Как воин он покорил обширные территории Индии, но мечтал он о другом, более прочном завоевании, о завоевании умов и сердец людей… Акбар возродил древнюю мечту о единой Индии, не только политически объединенной, но и органически слившейся в один народ», – писал премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру.
Заботясь о развитии государства, Акбар провел налоговые реформы, унифицировал систему мер и весов и денежное обращения. Все это, вместе с строительством благоустроенных дорог с гостиницами – караван-сараями – для путников и купцов, способствовало развитию торговли и экономики государства в целом.
Время Акбара – это время сложения знаменитой могольской школы миниатюры. В придворных «китабхана» – библиотеках переписывались и иллюстририровались тысячи книг. Только в библиотеке самого Акбара насчитывалось около 24000 томов. Известны имена многих художников, творивших при дворе Акбара: иранцев, индийцев, выходцев из Средней Азии. Соединив в едином сплаве художественные традиции многих народов, они создали неповторимый стиль могольской миниатюры и портрета в частности.
Акбар обладал исключительным чувством красоты. Его везирь и историограф Абу-л Фазл писал: «Работы всех художников каждую неделю приносят Его Величиству. Общая отделка, сочетание красок и свобода выражения в этих миниатюрах несравненны». Акбар утверждал, «что художникам присущи совершенно особые способы понимания божественного».
Акбар Великий умер в 1605 году в Агре, оставшись в истории Индии величайшим из правителей империи Великих Моголов.
|
|