Грунтованное полотно, минеральные краски.
Монастырь Гьюдмед. Индия
В Древней Индии людей, удалившихся от мира и поселившихся в дремучих лесах, уединенных горных пещерах или хижинах и занимавшихся в своем уединении размышлениями, созерцанием и йогической практикой, называли архатами. Архат – означает «достойный, заслуживающий». Архат не только обладает трансцендентальными способностями, он более не подвластен закону перерождения. Значение архатства выражено в следующей, часто встречаемой формуле: «Разрушивший узы перерождения, живший чистой жизнью, сделавший то, что должно было сделать, после теперешней своей жизни не встретит следующую».
К архатам приходили учиться те, кто хотел найти ответы на свои вопросы. Архатами были и первые ученики и последователи Будды Шакьямуни. Особым уважением пользовались шестнадцать из них. Считалось, что свои знания они получили или упрочили в общении с Буддой Шакьямуни. Часто на танках по сторонам от Будды, сидящего на лотосовом троне, изображались два его ближайших и любимых ученика Шарипутра и Маудгальяяна, с монашескими посохами и чашами для подаяния в руках.
На тибетской танке слева от фигуры Будды Шакьямуни размещена фигура Нагешварараджи или Будды покаяния – одного из 35 будд покаяния или очищающих от греха. В данном образе он предстает как повелитель всех нагов – змей и змееподобных. Над нагами властвует Будда Нагешварараджа. На иконах он предстает сидящим на лотосе, поднимающимся из мировых вод. У него лик белого цвета. Его голова и тело окружены радужным сиянием и ореолом из змей, хвосты которых свисают с лотосового трона.
Группа шестнадцати архатов неизвестна собственно в Индии, однако их почитание широко распространилось в Тибете и Китае. В буддийских текстах, переведенных на китайский язык около IV в., мы находим группу из четырех архатов: Пиндола, Махакашьяпа, Рахула и Кундопадхания, соответствующих четырем основным сторонам света. Затем, со временем, к каждому из вышеназванных четырех архатов присоединили других, доведя, таким образом, общее число до шестнадцати. Первое упоминание о шестнадцати архатах находится в кратком махаянском тексте, озаглавленном «Речь о продолжительности Закона, произнесенная Великим Архатом Нандимитрой».
В этом тексте повествуется о том, как Великий Архат Нандимитра перед вхождением в Нирвану, созвал всех монахов и монахинь и поведал им о существовании шестнадцати Великих Архатов и их будущих проявлениях. Мы даем ниже краткое изложение текста вследствие его исключительной красоты.
Долг Великих Архатов хранить Закон после смерти Учителя Будды. Так как Благословенный возложил на них охранение Закона, они продлили свои жизни и остались на Земле. Каждый из архатов пребывает в определенном ему месте, скрытый от простых смертных, в тишине следя за соблюдением Закона. Когда в умах благочестивых людей возникают мысли блага или когда они осуществляют достойные поступки, тогда проявляется их работа. Когда продолжительность жизни людей в южной Джамбудвипе достигнет десяти лет, тогда придет время войн и разрушений. Закон Блага исчезнет. После этого периода наступит время, когда человек будет жить сто лет. Люди вновь устремятся к добру, и шестнадцать архатов проявят себя в мире. Они проповедуют Закон и спасут людей. Наступит время, когда человек будет жить 60 000 лет, Закон распространится по всему миру. Затем наступит время, когда человек будет жить 70 000 лет. Закон вновь исчезнет. Шестнадцать Великих Архатов со своей свитой снова проявят себя на Земле. С помощью своей магической энергии они возведут ступу, украшенную Семью Драгоценностями. Под эту ступу они заложат все останки земного тела Шакьямуни, Татхагаты, Архата, Высшего Будды. Торжественным шествием они совершат ход вокруг ступы, умащая ее благовониями и цветами. Когда архаты преисполнятся созерцательного восхищения, они вознесутся и, обращаясь к ступе, произнесут следующие слова: "Слава Благословенному, Шакье, Татхагате, Архату, Высшему Будде! Мы получили указ охранять Закон и творить достойные действия для блага людей и богов. Сосуд Закона наполняется, цикл причинности завершается. Сейчас мы уходим, чтобы войти в беспредельную Нирвану". Согласно последнему обету, пламя вспыхнет и примет их тела. Ступа сокроется под землей. Закон Благословенного исчезнет повсюду. Великое число пратьекабудд проявится. Затем придет время, когда продолжительность жизни человека достигнет 80 000 лет и сонм пратьекабудд, в свою очередь, войдет в Нирвану. После этого Будда Будущего, Майтрейя, Татхагата, Архат, Самьяксамбудда явится в этом мире.
Эта танка принадлежит тибетскому тантрическому монастырю-университету Гьюдмед в Индии. Во время тура буддийских монахов в город Самару в 2002 году танка была вывешена в зале, где проходили буддийские ритуалы и являлась составной частью алтаря.
|
|